Каков же предмет социологии? :: vuzlib.su

Каков же предмет социологии? :: vuzlib.su

152
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Каков же предмет социологии?

.

Каков же предмет социологии?

Чтобы подойти к определению
предмета социологии, надо найти основное, ключевое понятие этой науки, наи­лучшим
образом отвечающее уровню ее современного развития, а также современному
социальному запросу.

В качестве таких категорий в
классической социо­логии выступали понятия общества и социальной сис­темы.
Категория общества — достаточно высокая абст­ракция, но, кроме того, как мы
говорили выше, общество утрачивает статус «самодостаточности»,
становится час­тью глобальной социальной системы. Понятие со­циальной системы,
выступает ключевой социологичес­кой категорией во многих макросоциологических
тео­риях. Именно в тех, где предмет исследования — целост­ность, устойчивость
социального организма. Это понятие является основным в теории
структурно-функциональ­ного анализа общества и соответственно обозначает
главное в предметной области социологии: изучение со­циальных систем, их
целостности и закономерностей функционирования.

Между тем формы социальной
организации есть формы бытия социального субъекта — социальных общ­ностей, и
именно социальная общность может рассмат­риваться в качестве ключевой,
основополагающей кате­гории социологического анализа. Социальная общ­ность —
такая взаимосвязь человеческих индивидов, ко­торая обусловлена общностью их
интересов благодаря сходству условий бытия и деятельности людей, составляющих
данную общность, их материальной, производ­ственной и иной деятельности,
близости их взглядов, ве­рований, их субъективных представлений о целях и
средствах деятельности.

Понятие социальной общности
представляется нам ключевым в определении предмета социологии, потому что
содержит решающее качество самодвижения, разви­тия социального целого. Этот
источник — несовпадение и часто столкновение интересов социальных субъектов,
классов, других социально-структурных образований и антисистемных социальных
движений. В подобной же мере это позволяет объяснить и состояние устойчивости,
стабильности социальных систем, организаций, институ­тов, коль скоро они
соответствуют общему интересу.7

7 Примечательное исследование
социальных общностей впервые (1887 г.) предпринял германский социолог Ф.
Теннис, который выде­лил два типа таких общностей: традиционную, доиндустриальную
об­щину и современное индустриальное общество. В качестве главных особенностей
традиционной общины он назвал ограниченную специа­лизацию в разделении труда,
поддержание общности на основе прямых личностных взаимосвязей, взаимопомощи,
регулирование этих отноше­ний простыми нормами нравственности, решающее влияние
религиоз­ных ценностей и верований, доминирование института родства. В об­ществе
же господствует тип взаимосвязей, основанных на рациональ­ном интересе,
формальном праве, а также разветвленная специализа­ция в сфере труда и иных
социальных функций, а основными соци­альными институтами выступают крупные
производственные образова­ния, правительственные учреждения, политические
партии и тому по­добные формы социально-функциональных организаций безличного
характера.

Говоря о социальных
общностях, мы сознательно избегаем поня­тии «общество» и тем более
«общинная организация». Русское слово общность» охватывает все
разновидности социальных образований, члены которых связаны общим интересом и
находятся в прямом или Косвенном взаимодействии.

Будучи главным предметом
социологического ана­лиза, социальные общности охватывают все возможные
состояния и формы бытия человеческих индивидов в сис­теме социальных
взаимоотношений и взаимосвязей, об­мена деятельностью. Все известные нам
устойчивые формы самоорганизации социального субъекта — это общности разного
типа, различающиеся пространствен­но-временными масштабами и содержанием
объединяю­щих их интересов. Это формы семейной организации, поселений,
социально-классовые и социально-профессио­нальные, социодемографические,
этнонациональные и территориальные, государственные общности и, наконец,
человечество в целом, осознающее свои интересы как единая цивилизация в
бесконечном мироздании.

Понятие социальной общности
охватывает и те их разновидности, которые не имеют жесткой структурной
организации, не фиксированы в социальной структуре, представляют дисперсную
массу, объединяемую общим интересом в длительном или кратковременном про­странстве
{например, массовое движение, аудитория средств массовой информации…), а
также малые недолговременные групповые образования [63].

Выделение понятия
«социальная общность» в каче­стве основной категории и,
соответственно, указание на сердцевину предметной области социологии как особой
науки об обществе позволяет успешно соединить макро-и микросоциологический
подходы в развитии науки, учитывает и субъектно-деятельностную компоненту со­циального,
т. е. социальное действие, организованное или стихийное, последовательность
действий — соци­альный процесс и всеобщие формы социальной орга­низации:
культуру (системы ценностей, норм, образцов поведения и взаимосвязей в
социальных общностях); социальные институты, обеспечивающие устойчивость
социальных систем; социальную структуру как упорядоченнную систему
общественного разделения труда в сфере производства и связанную с этим систему
отно­шений собственности, власти и управления, прав и обя­занностей образующих
социальные общности индиви­дов; структуру социальных функций и ролевых предпи­саний
в той же мере, как и социоролевых ожиданий, субъективные конструкции соци­альной
реальности, которые отдельные индивиды выст­раивают только и только благодаря
взаимодействию с другими прямо или опосредованно.

Выделение социальной общности
в качестве цент­рального звена в предметной области социологии наи­лучшим
образом отвечает сегодняшнему социальному запросу, объективному общественному
требованию ана­лиза субъекта общественных преобразований, его инте­ресов и
потребностей, их нынешнего состояния и динамики, единства и противоборства.
Короче говоря, это ставит в центр социологического анализа ключевые проблемы
всей системы общественной организации, ибо она есть не что иное, как
организация многообразных социальных общностей, социальных субъектов, реа­лизующих
свои интересы в настоящем и в историчес­кой перспективе.8

8 См. также [14].

Именно различие интересов
социальных общнос­тей — этнонациональных и этнокультурных, социоклас-совых и
социопрофессиональных, объединенных объек­тивным положением и поэтому сходством
осознанных жизненных потребностей — создает альтернативу исто­рическому
процессу, ставит социум перед выбором того или иного пути дальнейшего развития.
Экономическая и социально-культурная ситуация в каждый данный момент
исторического процесса — это та данность, кото­рая содержит потенциальные
возможности изменения лишь одним способом, а именно: действиями социально­го
субъекта, его активностью, спонтанной или целеустрем­ленной, программируемой
или непрограммируемой. Со­циальную альтернативу создает выбор социального
субъекта, т. е. его самоорганизации в действиях на дан­ном историческом отрезке
бытия. Именно социальные общности как субъекты общественной структуры, т. е.
живые, страждущие, деятельные или же пассивные, инертные, не осознающие своей идентичности
(общнос­ти «в себе», но не «для себя»), — наиболее важный
се­годня предмет социологического познания. Из сказан­ного предлагается
следующее определение предмета со­циологии: социология — это наука о
становлении, развитии, изменениях и преобразованиях, о функци­онировании
социальных общностей и форм их само­организации: социальных систем, социальных
структур и институтов. Это наука о социальных изменениях, вызываемых
активностью социального субъекта; наука о социальных отношениях как меха­низмах
взаимосвязи и взаимодействия между много­образными социальными общностями,
между личнос­тью и общностями; наука о закономерностях соци­альных действий и
массового поведения.

Являясь наукой, опирающейся
на обобщения со­циальных фактов, социология исследует свой предмет на уровне
макротеоретического анализа и в этом отно­шении тесно связана с
социально-философским уров­нем знания. Являясь разветвленной наукой, социоло­гия,
помимо общетеоретического осмысления своего предмета, включает развитие
частносоциологических теорий, предмет которых — изучение особых состояний и
форм бытия социальных общностей: социальной структуры, культуры, социальных
институтов и органи­заций, личности и процессов социализации индивидов в
социальных общностях. Являясь наукой о социальных общностях, социология
исследует массовые социальные процессы и коллективное поведение, состояния и
формы социального взаимодействия и социальных взаимосвя­зей, совокупную
жизнедеятельность людей, образующих социальные общности, в центре которых —
сходство или противоборство их интересов как движителей соци­ального процесса.

В качестве самостоятельной
отрасли знания социо­логия реализует все присущие общественной науке функции:
теоретико-познавательную, описательную и прогностическую, практически-преобразовательную,
ми­ровоззренческую и просветительскую. Ее главные прик­ладные функции состоят в
объективном анализе соци­альной действительности: познании глубинных законо­мерностей
социальных процессов и правдивом описа­нии феноменологии социальной жизни, т.
е. представле­нии обществу достоверной информации о его состоянии как реальном
положении социального субъекта с его особыми и разнообразными интересами,
взглядами, мне­ниями, иллюзиями и заблуждениями, чаяниями и на­деждами.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ