ПРЕДИСЛОВИЕ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА РУССКОГО ИЗДАНИЯ :: vuzlib.su

ПРЕДИСЛОВИЕ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА РУССКОГО ИЗДАНИЯ :: vuzlib.su

69
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


ПРЕДИСЛОВИЕ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА РУССКОГО ИЗДАНИЯ

.

ПРЕДИСЛОВИЕ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА РУССКОГО ИЗДАНИЯ

Прежде всего я хочу воспользоваться привилегией научного
редактора представить российскому читателю автора этой книги.

Петр Штомпка — один из несомненно выдающихся исследователей
в области современной теоретической социологии. Он профессор Ягеллонского
университета в Кракове, руководитель секции теоретической социологии. П.
Штомпка читал курс лекций во многих ведущих университетах Америки и Европы: в
Калифорнийском (Беркли), Гарвардском, Колумбийском, в Университете Джона
Гопкинса, Мичиганском университете (Анн-Арбор). Он в разные годы работал в
качестве приглашенного исследователя в научных центрах Беркли, Оксфорда,
Гарварда, Вены, Берлина, наконец, в Уппсала (Швеция), где в 1992 г. и
зародилась, как пишет автор, сама идея предлагаемой нашему читателю книги.

Наиболее важные произведения П. Штомпки (а его перу
принадлежит 12 монографий и множество статей в академических изданиях) —
«Структура и функция» (1974), «Социологическая дилемма» (1979), «Роберт Мертон:
интеллектуальный профиль» (1986), «Переосмысление прогресса» (совместно с
Джеффри Алек-сандером, 1990), «Европейская социология» (1993) и фундаментальные
новаторские работы «Общество в действии» (Society in Action) и «Деятели и
структуры» (Agency and Structures). Первая была опубликована в 1991 г.
издательством Polity Press (Кембридж), вторая — в 1994 г. уже после выхода в
свет данной книги.

П. Штомпка является членом Европейской Академии и ее
Программного комитета, членом Польской Академии наук, международного Комитета
по присуждению Европейской премии по социологии имени Амальфи, ряда других
научных обществ и ассоциаций. В 1994 г. он был избран в состав Исполкома
Международной социологической Ассоциации от Совета исследовательских комитетов
этой Ассоциации.

Остается добавить, что П. Штомпка — обаятельный человек,
обладающий превосходным чувством юмора, очень общительный, высокого роста и для
славянина на удивление пунктуальный. Последнее выражается и в его публикациях:
автор не упускает случая сделать точные ссылки даже на те источники, которые
содержат иногда и не самые оригинальные мысли. Это, конечно, не только говорит
о пунктуальности автора, но и подчеркивает присущие ему эрудицию и строжайшее
следование классическим нормам научной этики.

Предлагаемая в русском переводе книга П. Штомпки обладает
многими достоинствами. Одно из них состоит в том, что автор погружает читателя
в свою творческую лабораторию, в процесс поиска ответов на главные вопросы
теоретической социологии: что есть человеческое общество и как оно изменяется.

В общетеоретической социологии на пороге XXI в. наблюдается
своего рода кризисное состояние. Классические теории, в рамках которых общество
рассматривается как социальный организм, относительно замкнутая система или
акцентируется внимание на особенностях мотивации и субъективных образах
социальной реальности, порождающих различные формы социального взаимодействия,
— представляются не вполне адекватными для объяснения резко возрастающего
динамизма и «непредсказуемости» социальных процессов и изменений.

Обозначились три стратегии преодоления кризиса. Одна состоит
в том, чтобы внести коррекцию в классические парадигмы. Направления данного
типа, как правило, обозначаются с приставкой «нео-»: неомарксизм,
неоэволюционизм, неоструктурализм и т.д. Другая стратегия, вдохновляемая
философией постмодернизма, — стремление к использованию многообразных
теоретических подходов при описании, интерпретации и объяснении одних- и тех же
явлений, процессов. При этом объяснение представляется весьма сомнительным,
политеоретическая интерпретация — правдоподобной, а описание, пожалуй, более
надежным.

Третья стратегия, которой придерживается и П. Штомпка, —
попытка разработать новую теорию, более адекватную современным реалиям и
современному видению общественных процессов.

Предлагаемая вниманию читателей теория социального
становления есть теория активного взаимодействия структур социальных
взаимосвязей и их созидателей, деятельностных субъектов. В своей теории П.
Штомпка стремится концептуально социологически раскрыть мысль К. Маркса о том,
что человечеству предстоит выйти из «предыстории» и вступить в свою собственную
историю, т.е. в «царство свободы» из «царства необходимости». Автор книги развивает
эту мысль, но не в терминах естественно-исторического процесса, некоторого
направленного формационного развития. Он рассуждает в категориях
гуманистической истории, а именно такого процесса, в котором социальные
субъекты изменяют не только структуры общественной жизни, но и сам способ их
построения. Это значит, что зависимость челоека от неподвластных ему сил
(природных, экономических, социальных) не является универсальной и вечной, а
претерпевает изменения и становится взаимозависимостью.

П. Штомпка использует понятие «интерфейс» для того, чтобы
выразить взаимосвязь социальных структур и деятельных социальных субъектов. В
компьютерной грамоте «интерфейс» — состояние совместимости некоторых систем или
программ, когда одна система как бы раскрывает свои возможности для
взаимодействия с другой системой. Аналогично, социальные структуры раскрывают
себя социальным субъектам, обнаруживают свои разрешающие способности,
социальные же субъекты мобилизуют собственные ресурсы и видоизменяют,
выстраивают структуры так, чтобы «войти в интерфейс» с ними и активно
действовать.

Эта метафора наполняется конкретным содержанием в детальном
анализе социально-исторического процесса и вырастает в стройную теорию, которую
автор излагает в главе 15, суммируя основные положения своей книги «Общество в
действии».

Книга П. Штомпки «Социология социальных изменений»
представляет собой критическое осмысление всего исторического наследия
теоретической социологии и сегодняшних дискуссий по фундаментальным проблемам
социальной теории. Вызывает восхищение способность автора, я бы сказал,
филигранно вычерчивать парадигмы различных теоретических подходов и таким
образом как бы подталкивать читателя к поиску ответов на вопрос: как можно
согласовать эти парадигмы (исходные положения теории, концептуальный аппарат,
логику доказательств), или каким путем следует идти в рассуждениях далее,
чтобы, не утрачивая объяснительную способность одного подхода, обогатить
теоретическую парадигму социальных изменений включением других категорий. Что
есть движущая сила социальных изменений? — рассуждает автор и прослеживает, как
изменялись теоретические представления о субъекте социального процесса. Вначале
субъект располагался вне социальной системы (Бог, Абсолютная идея…), затем
был помещен внутрь социального организма, но дегуманизированно, как его
собственная организмическая способность к развитию, далее персонифицирован в
Великом человеке, Исторической личности. Следующий радикальный шаг — обращение
к коллективному субъекту. Здесь П. Штомпка выделяет две парадигмы: логику
коллективного действия и логику индивидуальных взаимодействий, образующих
сложные сети. В предлагаемой им теории субъект, деятель предстает в
многообразии своих модусов, в том числе в актах его коллективного творения в
форме надындивидных социальных структур. В такой (или примерно такой) логике
рассуждения мы охватываем в очень сжатом виде логику поиска великих мыслителей
прошлого и одновременно становимся соучастниками творческого процесса
теоретиков нашего времени.

Бережное, уважительное отношение автора к идейному наследию
и творческой мысли современных теоретиков, помимо всего прочего, демонстрирует
российскому читателю научный подход, далекий от самонадеянного или
идеологически тенденциозного критицизма, что господствовал в советской социальной
литературе, да и сегодня еще не забыт. П. Штомпка научает студента и напоминает
зрелому исследователю: все, что достигается социальным знанием, достигается
благодаря творчеству многих умов. Это — процесс. И потому автор, прежде чем
изложить свой взгляд на сущность социальных изменений, предпринимает, по его
собственному выражению, «инвентаризацию» теорий и подходов предшественников и
современников. В таком своем качестве книга П. Штомпки — подлинная
энциклопедия, блестяще организованная по содержанию и структуре изложения,
охватывающая в широком объеме и самые современные теории, и их приложения к
интерпретации и объяснению исторических событий последних лет.

Надеюсь, что российскому читателю будут особенно интересны
разделы, посвященные анализу процессов реформ в странах бывшего
социалистического лагеря (например, гл. 9); о теориях модернизации и их
приложении к рассмотрению социальных процессов в названных странах; о
социалистической ментальности как факторе, влияющем на ход реформ (гл. 10); о
процессах и теориях глобализации, расширяющих масштабы социальной системы, в
которой и происходят социальные преобразования обществ, не полностью автономных
в глобальном пространстве (гл. 6).

Содержание части IV, на мой взгляд, особенно богато идеями,
актуальными для понимания и объяснения сегодняшних преобразований и проблем
российского общества.

Я уверен, что даже самый привередливый читатель найдет для
себя немало ценного в книге П. Штомпки, публикация которой на русском языке —
это, несомненно, событие и в области социологического образования, и в научной
жизни.

Профессор В.А. Ядов

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ