Основные теоретические традиции в изучении времени :: vuzlib.su

Основные теоретические традиции в изучении времени :: vuzlib.su

68
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Основные теоретические традиции в изучении времени

.

Основные теоретические традиции в изучении времени

Классическая социология времени — это достижение Эмиля
Дюркгейма (98) и представителей «французской школы» — Марселя Мосса, Анри
Убера, Мориса Халбвакса и др. Последователи Дюркгейма ввели новое понятие —
«социологическая перспектива», которое было унаследовано позднейшей
социологией.

Согласно общепринятым трактовкам, время — это
неопределенное, естественное окружение всего человеческого опыта. Философы, в
частности Кант, рассматривали его как универсальный человеческий путь
упорядочения опыта, форму нашей чувственности, первичную «когнитивную
категорию». Дюркгейм предпринял следующий шаг, включив проблему времени в
социальную сферу. Для него время — «социальный факт», или «коллективное
представление», эманация («излучение», «истечение») коллективного опыта и
социальной организации общества. И как таковое, оно социально «конструируется».
Подобно другим социально конструируемым «социальным фактам», время оказывает
некоторое сдерживающее влияние на действия людей, обеспечивает нормативную
регуляцию социальной жизни и тем самым влияет на общество, формирует своих
собственных создателей. Дюркгейм сумел схватить диалектику времени: оно
отражает ритм коллективных действий, но одновременно само регулирует такие
действия.

Социальный характер времени предполагает, что это не
субстанция, не специфическая форма бытия, а, скорее, ряд связей,
упорядочивающих последовательность и ритмичность социальных событий. Один тип
связи — простое чередование (следование друг за другом); второй — линейное
время. Благодаря этому свойству оно принимает разные формы в различных
обществах, соотносится с различными экзистенциальными основаниями, возникающими
в различных культурах или эпохах. Таким образом, время исторически и культурно
относительно.

Позднее Дюркгейм утверждал, что «в различные времена» живут
и различные общности (племена, города, профессиональные и возрастные группы,
классы), что различные организации (конторы, предприятия, школы) обеспечивают
специфические временные рамки для своих членов, а каждому типу человеческой
деятельности (политической, экономической, религиозной, образовательной,
технической, семейной) соответствует собственная, отличная от других, временная
матрица. Кроме того, некоторые социальные категории в известной степени
противостоят проникающему воздействию времени, либо смещая временные рамки,
либо вовсе игнорируя время. Таковы, например, Дети, люди, вышедшие в отставку
или на пенсию, больные в клиниках, безработные, заключенные, представители
богемы.

Важный вклад в теорию времени внесли Питирим Сорокин и
Роберт К. Мертон. В своей знаменитой статье (371) они анализировали так
называемое социокультурное время, еще теснее связывая его с проблематикой
социальных изменений. Авторы выделили качественную и релятивистскую природу
времени, которое никогда не бывает лишь нейтральной количественной шкалой для
измерения тех или иных трансформаций. Скорее, оно Наполнено богатым содержанием
и течет различно в разных обществах. Как писали Сорокин и Мертон, «системы
времени варьируют вместе с социальной структурой» (371; 615). Это происходит
благодаря тому, что точки отсчета для измерения времени выбираются среди
событий, социальная значимость которых зависит от проблем, преобладающих в
разных обществах. На ранних стадиях развития общества такие проблемы
определяются охотничьими сезонами, периодами сбора урожая, наводнениями,
дождями, приливами; позднее — фестивалями, религиозными праздниками и торговыми
ярмарками. В современном рыночном обществе большую роль играют сезонные
распродажи и каникулы. В результате даты принимают культурное, а не только
календарное значение, и периоды, даже номинально равные, проходят с
неодинаковой скоростью в зависимости от конкретной культуры.

Поток времени не нейтрален, гладок и однообразен; существуют
явные ускорения и пустоты.

Сорокин и Мертон рассматривали социальное время как
функциональную предпосылку упорядоченной, предсказуемой, скоординированной и
синхронизированной общественной жизни. Имея социальные истоки и будучи
наполнено культурным содержанием, оно, в свою очередь, также влияет на
общество, повышая и обогащая свойственные ему жизненные ритмы.

Гетерогенность социального времени показал Георг Гурвич
(168) — автор типологии, состоящей из восьми категорий времени, которые можно
обнаружить в нынешнем обществе. Это продолжительное «длящееся время»
традиционных, ориентированных на родство обществ, «неустойчивое время» новых
технологий, «циклическое время» церквей и сект, «взрывное время» революционных
движений и т.д. (169; 71—72). Для каждого общества характерна собственная
конфигурация социальных времен, и выбор одного из них становится важным аспектом
групповой идентификации и, следовательно, межгруппового соревнования
(конкуренции) и борьбы.

Наряду с другими исследователями, эмпирически
ориентированную «социологию времени» развивал Эвиатар Зерубавель (461). С его
точки зрения, «социовременной порядок» — это фундаментальный и универсальный
принцип социальной жизни, который проявляется на объективном и субъективном
уровнях. Общества создают необходимые для своего функционирования объективные
«рамки соотнесения во времени» (расписания, таблицы, графики), а люди
вырабатывают «стандартные временные ориентации» для упорядочения своего бытия.
Каждое социальное событие имеет собственный «временной профиль», комбинацию
четырех временных характеристик: 1) структуры следования (образцов стадий,
характерных, например, для повседневной жизни, религиозных ритуалов, занятий
служащего, экономического роста и т.д.); 2) длительности; 3) локализации в
более широкой последовательности («когда» оно в действительности происходит); и
4) повторяемости или уникальности.

В современном обществе время превращается в товар: люди
продают часть своего личного времени, превращая его в рабочее время (462; 171).
«Время современного человека жестко сегментируется на часть, когда он
официально исполняет свою роль по роду занятий, и остальное, когда он не играет
такой роли» (462; 172). В этом высказывании просматриваются выводы более
раннего, традиционного исследования «бюджета времени» (380).

В последние десятилетия крайне сложная проблематика
социального времени привлекала все большее внимание, а с 70-х годов
превратилась в самостоятельное направление социологии с собственными журналами,
конференциями и академическими ассоциациями.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ