Концепция традиции :: vuzlib.su

Концепция традиции :: vuzlib.su

70
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Концепция традиции

.

Концепция традиции

Все то, что доходит до нас из прошлого, что передается в
взаимосвязанном, нарастающем историческом процессе, состав­ляет наследие
общества. На макроуровне это то наследие, кото­рое вбирает в себя все общество
от более ранних фаз исторического процесса, оно и составляет собственно
«историческое на­следие»; то, что перенимает сообщество или группа от предыду­щих
фаз групповой жизни на мезоуровне, составляет «группо­вое наследие»; наконец,
то, что индивид сохраняет от прожи­тых им периодов собственной биографии,
составляет «личное наследие».

Если строго следовать идее о том, что социальные процессы
непрерывны и протекают в течение длительных отрезков време­ни, то тогда каждую
фазу, включая настоящую, нужно рассмат­ривать как сформировавшуюся под влиянием
всех предшествую­щих фаз, т. е. с самого начала процесса. В этом смысле все,
что происходит сегодня в обществе, должно квалифицироваться как некий сложный
продукт, накопленный с зарождения человечест­ва, как общий результат
человеческой истории; происходящее в том или ином локальном сообществе — как
кристаллизация со­вокупности событий, имевших место со дня его образования; и
то, что представляет собой человек в настоящее время, — как средоточие его
прошлого опыта, его полной биографии.

Но чтобы судить о традиции, одной лишь причинной связи
недостаточно. Сумма событий за время существования человече­ства — не традиция,
а, скорее, генеалогия общества. И сумма воздействий прошлых состояний также не
есть традиция, она — лишь современное состояние общества. Столь широкое толкова­ние
обессмысливает понятие традиции. Говорить о ней можно только тогда, когда связь
между прошлым и настоящим имеет более тесный, интимный характер. Традиция
должна включать в себя непрерывное существование прошлого в настоящем, кото­рое
может принять, как мы помним, две формы: материальную и идеальную, или
объективную и субъективную. Под традицией в первом, более широком смысле слова
мы будем понимать сово­купность тех объектов и идей, истоки которых коренятся в
про­шлом, но которые можно обнаружить в настоящем, т.е. это все то, что не было
уничтожено, разбито, выброшено или забыто. В данном случае традиция тождественна
наследию — тому, что ре­ально сохранилось от прошлого. Как заметил Шилз, «в
элемен­тарном значении традиция — это просто товар, то, что прошлое передает
или отдает будущему» (355; 2).

Во втором, более узком смысле слова мы будем понимать под
традицией только те фрагменты наследия, которые не просто сохраняются в
настоящем, но и тесно переплетаются с ним. Зна­чение сохранившихся материальных
объектов должно определять­ся прежде всего их причастностью к прошлому. Именно
потому они и привлекают к себе внимание, мы замечаем и выделяем их.

Это могут быть королевские замки, средневековые городские
сте­ны, древние руины, первые модели автомобилей Форда и многое другое.

Что касается идей (включая верования, символы, нормы, цен­ности,
правила, кредо и идеологии), то они должны влиять на мышление и поведение
людей, и, опять-таки, должны подчерки­ваться их связь с прошлым, их давняя
история. Первое, что при­ходит на ум из таких фрагментов наследия — это древние
поня­тия демократии, справедливости, свободы, мифы о происхожде­нии наций,
память о величии страны, сведения из области техни­ки, народной медицины,
старинные поваренные рецепты.

Случается и так, что сравнительно недавние идеи или недавно
созданные объекты ошибочно считаются древними. Иногда при­чиной тому является
умышленная фальсификация, выдаваемая ее авторами за давнюю традицию. Хьюг
Тревор-Ропер рассказывает о том, как два скучающих аристократа, живших в XIX в.
в Шот­ландии, придумали сложную систему стилей, символов, значков, мелодий и
выдавали это за якобы обнаруженную ими так назы­ваемую хайландскую древнюю
культуру (429; 15). Другой историк сообщает о том, что несколько церемониальных
традиций Бри­танской монархии были специально изобретены для того, чтобы
придать новым институтам видимость архаики (71; 138).

Таким образом, именно отношение современников к объек­там
или идеям прошлого позволяет ту или иную часть историчес­кого наследия включать
в содержание категории «традиция». Зна­чимость, благоговение, трепет,
ассоциирующиеся со всем, что социально определяется как традиция, объясняет
интересный феномен «соперничающих (конкурирующих) традиций». В каче­стве
иллюстрации можно вспомнить дома в колониальном стиле, мебель а 1а Луи XIV,
старинные персидские ковры, сделанные в Гонконге, и многое другое. Короче,
«традиции складываются не сами по себе; их создают, отвергают или изменяют
люди» (355; 14-15).

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ