ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
Концепция традиции
.
Концепция традиции
Все то, что доходит до нас из прошлого, что передается в
взаимосвязанном, нарастающем историческом процессе, составляет наследие
общества. На макроуровне это то наследие, которое вбирает в себя все общество
от более ранних фаз исторического процесса, оно и составляет собственно
«историческое наследие»; то, что перенимает сообщество или группа от предыдущих
фаз групповой жизни на мезоуровне, составляет «групповое наследие»; наконец,
то, что индивид сохраняет от прожитых им периодов собственной биографии,
составляет «личное наследие».
Если строго следовать идее о том, что социальные процессы
непрерывны и протекают в течение длительных отрезков времени, то тогда каждую
фазу, включая настоящую, нужно рассматривать как сформировавшуюся под влиянием
всех предшествующих фаз, т. е. с самого начала процесса. В этом смысле все,
что происходит сегодня в обществе, должно квалифицироваться как некий сложный
продукт, накопленный с зарождения человечества, как общий результат
человеческой истории; происходящее в том или ином локальном сообществе — как
кристаллизация совокупности событий, имевших место со дня его образования; и
то, что представляет собой человек в настоящее время, — как средоточие его
прошлого опыта, его полной биографии.
Но чтобы судить о традиции, одной лишь причинной связи
недостаточно. Сумма событий за время существования человечества — не традиция,
а, скорее, генеалогия общества. И сумма воздействий прошлых состояний также не
есть традиция, она — лишь современное состояние общества. Столь широкое толкование
обессмысливает понятие традиции. Говорить о ней можно только тогда, когда связь
между прошлым и настоящим имеет более тесный, интимный характер. Традиция
должна включать в себя непрерывное существование прошлого в настоящем, которое
может принять, как мы помним, две формы: материальную и идеальную, или
объективную и субъективную. Под традицией в первом, более широком смысле слова
мы будем понимать совокупность тех объектов и идей, истоки которых коренятся в
прошлом, но которые можно обнаружить в настоящем, т.е. это все то, что не было
уничтожено, разбито, выброшено или забыто. В данном случае традиция тождественна
наследию — тому, что реально сохранилось от прошлого. Как заметил Шилз, «в
элементарном значении традиция — это просто товар, то, что прошлое передает
или отдает будущему» (355; 2).
Во втором, более узком смысле слова мы будем понимать под
традицией только те фрагменты наследия, которые не просто сохраняются в
настоящем, но и тесно переплетаются с ним. Значение сохранившихся материальных
объектов должно определяться прежде всего их причастностью к прошлому. Именно
потому они и привлекают к себе внимание, мы замечаем и выделяем их.
Это могут быть королевские замки, средневековые городские
стены, древние руины, первые модели автомобилей Форда и многое другое.
Что касается идей (включая верования, символы, нормы, ценности,
правила, кредо и идеологии), то они должны влиять на мышление и поведение
людей, и, опять-таки, должны подчеркиваться их связь с прошлым, их давняя
история. Первое, что приходит на ум из таких фрагментов наследия — это древние
понятия демократии, справедливости, свободы, мифы о происхождении наций,
память о величии страны, сведения из области техники, народной медицины,
старинные поваренные рецепты.
Случается и так, что сравнительно недавние идеи или недавно
созданные объекты ошибочно считаются древними. Иногда причиной тому является
умышленная фальсификация, выдаваемая ее авторами за давнюю традицию. Хьюг
Тревор-Ропер рассказывает о том, как два скучающих аристократа, живших в XIX в.
в Шотландии, придумали сложную систему стилей, символов, значков, мелодий и
выдавали это за якобы обнаруженную ими так называемую хайландскую древнюю
культуру (429; 15). Другой историк сообщает о том, что несколько церемониальных
традиций Британской монархии были специально изобретены для того, чтобы
придать новым институтам видимость архаики (71; 138).
Таким образом, именно отношение современников к объектам
или идеям прошлого позволяет ту или иную часть исторического наследия включать
в содержание категории «традиция». Значимость, благоговение, трепет,
ассоциирующиеся со всем, что социально определяется как традиция, объясняет
интересный феномен «соперничающих (конкурирующих) традиций». В качестве
иллюстрации можно вспомнить дома в колониальном стиле, мебель а 1а Луи XIV,
старинные персидские ковры, сделанные в Гонконге, и многое другое. Короче,
«традиции складываются не сами по себе; их создают, отвергают или изменяют
люди» (355; 14-15).
.