Образы глобального мира и теории глобализма :: vuzlib.su

Образы глобального мира и теории глобализма :: vuzlib.su

94
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Образы глобального мира и теории глобализма

.

Образы глобального мира и теории глобализма

«Глобальность является в сущности неизбежной проблемой
современного мира» (341; 409). Она несет с собой как опасности, так и надежды,
и люди должны это осознавать. Процесс глобали­зации охватывает все аспекты
современной общественной жизни — экономические, политические, культурные, и
данное обстоя­тельство фиксируется социальным сознанием. Появляются раз­личные
новые образы мира, причем некоторые из них находят отражение в специфических
концепциях глобализма или антиглобализма. Эти образы становятся независимыми
причинными переменными, формирующими тенденции к глобализации, т.е. будучи
порождением глобализации, они превращаются в ее де­терминанты.

Роланд Робертсон предложил недавно весьма примечательную
типологию «образов мирового порядка» (341; 404—409). Он выде­лил четыре таких
типа. Первый — «Глобальный Gemeinschaft I», в котором мир представлен в виде
мозаики либо закрытых, огра­ниченных сообществ, либо равноправных и уникальных
в своей институциональной и культурной упорядоченности, либо иерархи­ческих, с
отдельными ведущими сообществами. В вычленении дан­ного типа в известной мере
проявилось негативное отношение к глобализации, которое может перерасти в
«антиглобализм». Эга­литарная («уравнительная») версия представлена классической
социальной антропологией, провозгласившей культурный реля­тивизм; иерархическая
— в концепции Китая как Срединного Царства в центре мира и в ряде исламских
доктрин. Недавно она была обновлена в фундаменталистских движениях, которые
«при­зывают к восстановлению своих исконных социальных сообществ, полагая при
этом, что остальной мир должен быть закрытым и не Представлять угрозы «лучшему»
устройству» (341; 407).[

Второй тип — «Глобальный Gemeinschaft II». Он отражает
единство человеческого рода и олицетворяет собой глобальное сообщество, или
«всемирную деревню», предполагая общеплане­тарный консенсус в вопросах,
касающихся ценностей и идей. Это. скорее, перспективная, а не описывающая
реальности точка зре­ния; подобное видение уже существовало в форме древней
идеи Царства Божия на земле и недавно возродилось вновь в различ­ных
экуменических движениях. Речь идет в первую очередь об обращении Римской
католической церкви ко всему человечеству по поводу «евангелизации», а также о
восточно-азиатской, в част­ности японской, религиозной ориентации. Сюда же
можно отне­сти всемирное движение за мир и экологическое движение. Дру­гой
интересной областью, где можно обнаружить схожий тип, является международная
безопасность. Нейл Смелзер отметил «эволюцию в понимании и символическом
обозначении, напри­мер, тех международных границ, которые нельзя переступить,
не вызвав угрозы ядерного уничтожения всего мира, тех механиз­мов, которые
имеются в нашем распоряжении и позволяют вый­ти из состояния конфронтации, не
уронив собственного досто­инства» (363; 369—394).

Третий тип — «Глобальный Gesellschaft I». Он дает представ­ление
о мире как мозаике взаимно открытых суверенных нацио­нальных государств,
включенных в процесс интенсивного эко­номического, политического и культурного
обмена. По эгалитар­ной («уравнительной») версии многочисленные партнеры явля­ются
политически равными участниками взаимовыгодного сотруд­ничества, а
иерархическая версия отстаивает важность лидирую­щих обществ-гегемонов
(«большой власти»), обеспечивающих стабильность в мире.

Наконец, четвертый тип — «Глобальный Gesellschaft II». Об­раз
этого типа предполагает унификацию национальных государств под эгидой некоего
мирового правительства. Это может быть как наднациональное политическое
объединение, так и федерация. Данный тип мирового порядка, приверженцами
которого до не­давнего времени были либералы, а также марксисты, вновь
находится в центре политических дебатов, в частности по поводу трансформации
Европейского сообщества от экономической ин­теграции к более политизированным
ее формам. Споры и кон­куренция между этими типами образов и идеологий
составляют существенную часть современной интеллектуальной полемикиЧасть II Три великих видения истории

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ