7. Классический эволюционизм — Первая метафора: организм и развитие :: vuzlib.su

7. Классический эволюционизм — Первая метафора: организм и развитие :: vuzlib.su

87
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


7. Классический эволюционизм — Первая метафора:
организм и развитие

.

7. Классический эволюционизм — Первая метафора: организм и
развитие

Социология возникла в ответ на требования теории и практи­ки.
Она старалась осмыслить те колоссальные социальные сдви­ги, которые происходили
в Европе на волне революций: процессы индустриализации, урбанизации,
становления капиталистического общества и разрушения традиционного, аграрного,
общинного уклада жизни. Сталкиваясь с новой, сложной и ускользающей от
понимания реальностью, философски ориентированные социо­логи XIX в. искали эвристические
аналогии или метафорические модели в областях знаний, которые были лучше
разработаны. Первая метафора, объясняющая общество и его изменения, была
найдена в биологии — она уподобляла общество организму.

Вначале данная аналогия использовалась только как эвристи­ческое
средство, полезный инструмент для интеллектуальной ра­боты. Речь шла лишь о
некотором общем сходстве между орга­низмом и обществом, и при этом вполне
отчетливо осознавалось различие между ними. Значительно позднее такое сравнение
ста­ло восприниматься буквально: общество начали рассматривать как реальный
организм. И если ограниченное, эвристическое использование данной аналогии
оказалось достаточно плодотвор­ным (31), то ее извращение, типичное для школы
«органицизма» на закате XIX столетия (270; 78, 81), завело социологические ис­следования
в тупик.

Упомянутая аналогия касается в первую очередь внутреннего
устройства общества. Считалось, что, подобно живым организ­мам, оно состоит из
различных элементов («клеток» — индиви­дов), собранных в более сложные единицы
(«органы» — институ­ты), которые объединены детерминирующей сетью взаимосвязей
(«органическая анатомия» — социальные связи). Короче говоря, предполагалось,
что и организм, и общество обладают структу­рой. Но при этом четко осознавалось,
что тип структурной ин­теграции в обоих случаях различен: сильная и тесная
интеграция в организме, ни одна часть которого не может существовать отдельно
от целого, и гораздо более свободная в обществе, где и индивиды, и институты
обладают некоторой автономией и само­достаточностью. Аналогия с организмом
применялась и к «физиологии», т. е. к процессам, происходящим внутри общест­ва,
причем элементы организма и общества рассматривались как выполняющие
специфические роли или определенные функции внутри тех целостностей (организма
или общества), к которым они относятся, и тем самым способствующие их
сохранению и воспроизводству (жизнь организма или общества). Иными слова­ми,
акцентировалось внимание на сходстве функций. Но при этом опять-таки отчетливо осознавались
различия: узкоспециальные, однофункциональные органы в организме и
многофункциональ­ные, взаимодополняемые элементы или подсистемы в обществе.

При динамических трансформациях общества и организма в них
существует постоянная взаимосвязь преемственности и из­менений. Несмотря на
постоянное пополнение, восстановление элементов (клеток, тканей в организме;
людей, групп в общест­ве), целое сохраняется значительно дольше, чем его части.
И для жизни организма, и для истории общества характерен рост, по­этому понятие
роста имеет решающее значение для уяснения из­менений. Это — наиболее важное,
до сих пор широко распро­страненное понятие как в социологической теории
социальных изменений, так и в обыденном сознании.

«Рост» означает расширение, распространение, усложнение и
дифференциацию. Это процесс, который (1) раскрывает опреде­ленные внутренние
потенциальные возможности, присущие изу­чаемому объекту с самого начала (т. е.
обнаруживает свойства, закодированные в семени или эмбрионе); (2) идет в одном
на­правлении и имеет необратимый характер (от зрелости к юности нет возврата);
(3) продолжается непрестанно и не может быть остановлен (нельзя оставаться
вечно молодым); (4) развивается постепенно, кумулятивно, шаг за шагом; (5)
проходит различные стадии, или фазы (например, юность, зрелость, старость).

Концепция роста стала основой социологической идеи эво­люции,
фундаментом для влиятельной теоретической школы, изу­чающей социальные
изменения и известной как «социологичес­кий эволюционизм». Необходимо сказать,
что эта ориентация в социологии предшествовала по времени и существенно отлича­лась
от «биологического эволюционизма» (дарвинизма). Во-пер­вых, это была теория
онтогенеза, в которой человеческое сооб­щество рассматривалось как единственное
уникальное целое, тогда как дарвинизм был теорией филогенеза, в рамках которой
иссле­довалось происхождение особей или видов. Во-вторых, социологи исследовали
механизм раскрытия внутренне присущих, по­тенциальных возможностей, а
дарвинисты акцентировали вни­мание на случайных мутациях, борьбе за
существование, на вы­живании наиболее приспособленных особей и естественном от­боре
наиболее адаптированной части популяции. Первый про­цесс представлялся ровным,
гладким, и факторы, влияющие на изменения, толковались как эндогенные,
имманентные, второй — напряженным, и изменения зависели от экзогенного давления
окружающей среды. В-третьих, социологический эволюционизм постулировал
неуклонный процесс, а биологический эволюцио­низм предполагал лишь наличие
вероятных стохастических свя­зей. Обе ветви эволюционизма отличались друг от
друга. На про­тяжении большей части своей долгой истории социологический
эволюционизм игнорировал и даже отрицал достижения в биоло­гическом
эволюционизме. Лишь недавно некоторые авторы по­няли, что можно черпать
вдохновение и в биологическом эволю­ционизме, и стали развивать «эволюционную»
(но не «эволюцио­нистскую») теорию социальных и культурных изменений, исполь­зуя
некоторые результаты современной биологии (229; 245; 69).

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ