Эмиль Дюркгейм и социологическая концепция эволюции :: vuzlib.su

Эмиль Дюркгейм и социологическая концепция эволюции :: vuzlib.su

5
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Эмиль Дюркгейм и социологическая концепция эволюции

.

Эмиль Дюркгейм и социологическая концепция эволюции

Французский классик социологической мысли Э. Дюркгейм был
последовательным антиредукционистом, ибо отказался искать причины социальных
феноменов где бы то ни было, кроме как в области особой социальной реальности
(своеобразных «со­циальных фактов»). Такая ориентация отчетливо выражена в его
взглядах на социальную эволюцию, которые он изложил в ран­ней работе «О
разделении общественного труда» (99). Основное направление эволюции Дюркгейм усматривал
в том, что с тече­нием времени в обществе все более углубляется разделение тру­да,
усиливается дифференциация задач, обязанностей и ролей по роду занятий. Эта
тенденция связана с демографическими факто­рами. Рост населения приводит к
увеличению физической «плот­ности» и усиливает «плотность» моральную, т. е.
интенсивность контактов, сложность социальных связей или, короче говоря, каче­ство
социальных уз. Следуя идее Спенсера, (Дюркгейм сконструи­ровал дихотомическую
типологию обществ, основанную на различ­ном качестве социальных связей:
«механическую солидарность», которая коренится в неразвитости и сходстве
индивидов и их функ­ций; и «органическую солидарность», в основе которой лежат
вза­имозависимость, кооперация и взаимодополняемость большого разнообразия
ролей и занятий^ Причем типологию он рассматри­вал в хронологической
последовательности, имеющей начальную и конечную точки социальной эволюции:
история движется от «механической солидарности» к «органической». Полярные типы
могут быть представлены в схематическом виде (табл. 7.2).

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ