Общая основа эволюционистской теории :: vuzlib.su

Общая основа эволюционистской теории :: vuzlib.su

74
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Общая основа эволюционистской теории

.

Общая основа эволюционистской теории

В работах классиков эволюционизма специфический образ
социальных и исторических изменений постепенно обретал кон­кретные очертания.

Несмотря на различия во взглядах, все эволюционисты при­держиваются
ряда общих положений, которые составляют осно­ву эволюционистской теории.

1. Все эволюционисты исходят из того, что человеческая ис­тория
имеет единую форму, «логику», объединяющую множест­во, казалось бы, случайных и
несвязанных между собой событий (42; 6). Логику истории можно обнаружить,
распознать, и цель эволюционистской теории в том и заключается, чтобы рекон­струировать
историческую цепь событий. Такая реконструкция позволит понять прошлое и
откроет возможности для предсказа­ния будущего.

2. Под объектом, подвергающимся изменениям, подразумева­ется
все человечество, которое является единым целым. Даже если некоторые авторы
ставят в центр какие-либо отдельные аспекты социальной жизни, например, религию
(Бенджамин Кидд), мо­раль (Эдвард Вестермарк) или технологии (Льюис Морган), то
они все же признают, что этот аспект эволюционирует вместе со всем обществом, а
его эволюция есть просто симптом единой социальной эволюции.

3. Целое описывается в органицистских терминах, при этом
используется аналогия с организмом. Общество представляется как тесно
интегрированная система компонентов и подсистем, каж­дая из которых (порознь
или вместе) вносит свой вклад в сохра­нение и непрерывность существования
целого.

4. В центре анализа находятся изменения организма в целом —
всей социальной системы. Если исследуются отдельные эле­менты, компоненты или
подсистемы, то только с точки зрения их роли в эволюции всего общества.

5. Трансформация общества трактуется как повседневная, ес­тественная,
необходимая и неизбежная черта социальной реаль­ности. Явления стабильности или
стагнации интерпретируются как изменения, которые были заблокированы,
заторможены, и рассматриваются как исключения.

6. Поскольку эволюционный процесс затрагивает общество в
целом, он определяется как единый, всеохватывающий процесс, который может быть
изучен на самом высоком уровне абстракции.

7. Изменения общества видятся направленными — от прими­тивных
к развитым формам, от простых к сложным состояниям, от распыленности к
агрегации, от гомогенности к гетерогеннос­ти, от хаоса к организации. Это
движение постоянно и необрати­мо; ни одна ранняя стадия не повторяется, а
каждая позднейшая занимает более высокую позицию на шкале сложности и диффе­ренциации.

8. Эволюционные изменения рассматриваются как строго ли­нейные,
следующие по единому, заранее установленному образ­цу. Очевидные различия
внутри обществ объясняются неодина

ковой скоростью эволюционного процесса в различных частях
мира: более примитивные общества просто отстали в этом дви­жении, но они
неизбежно продвигаются по тому же пути, следуя за более развитыми, в частности,
более зрелыми обществами За­пада. «Фундаментальным критерием этого ряда
является знак равенства между современностью западных обществ и зрелостью; и
наоборот, традиционализм предполагает незрелость и отсутст­вие развития» (365;
37). Примитивные общества, существующие в настоящее время, показывают нам, что
представляло собой наше западное общество в прошлом. В свою очередь, западное
обще­ство показывает, какими станут примитивные общества в буду­щем.
Аналитическая шкала различий совпадает с хронологичес­кой шкалой развития. Если
прибегнуть к метафоре, то эволюцию можно сравнить с движущимся эскалатором, на
котором различ­ные общества или культуры занимают более высокие или низкие
ступени.

9. Общая траектория эволюции разделена на последователь­ные
стадии, или фазы, ни одна из которых не может быть пропу­щена.

10. Все авторы признают постепенный, непрерывный, восхо­дящий
и кумулятивный характер эволюции. Ее всеобщее движе­ние идет гладко, без
радикальных провалов или ускорений. Даже если отдельные общества, культуры или
цивилизации испытыва­ют кризис, то это не влияет на картину в целом.

11. В основе эволюции лежит универсальный и единообраз­ный
причинный механизм, на всех стадиях в его работу вовлече­ны одни и те же
процессы. Хотя Лестер Уорд придерживается иной точки зрения, полагая, что
существуют различные эволю­ционные механизмы, но даже его теория в конце концов
имеет ту же эволюционистскую «логику». Большинство авторов при­знают наличие
лишь одной универсальной причины эволюции.

12. Внутренний импульс к изменениям находится в самой
«природе» человеческого общества, вытекая из его потребности к самореализации и
самотрансформации. Иными словами, конеч­ные причины эволюционных изменений
рассматриваются как имманентные, эндогенные, а эволюция — как раскрытие внут­ренних
потенций общества.

13. Эволюционные изменения отождествляются с прогрессом,
поскольку, как считают большинство авторов, они приводят к постоянному
улучшению общества и человеческой жизни. Клас­сики эволюционизма, как правило,
разделяют веру, характерную для всей атмосферы оптимизма их эпохи, в то, что
«цивилизация двигалась, движется и будет двигаться в желаемом направлении» (51;
40). Исключением является Фердинанд Теннис, который пер­вым предостерег от
слепой веры в благотворность изменений.

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ