Критика идеи модернизации :: vuzlib.su

Критика идеи модернизации :: vuzlib.su

60
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Критика идеи модернизации

.

Критика идеи модернизации

Идея модернизации подверглась серьезной критике в конце 60-х
и в 70-х годах как с эмпирической точки зрения, поскольку многие ее утверждения
противоречили очевидным историческим фактам, так и в теоретическом плане.
Отмечалось, что попытки модернизировать общество чаще всего не приводят к
обещанным результатам. Нищету в отсталых странах преодолеть не удалось, более
того, ее масштабы даже увеличились. Не только не исчез­ли, но и широко
распространились авторитарные и диктаторские режимы, обычным явлением стали
войны и народные волнения, возникли и новые формы религиозного фундаментализма,
наци­онализма, фракционализма (групповщины) и регионализма, про­должалось
идеологическое давление.

Наблюдались также многочисленные негативные побочные эффекты
модернизации. Уничтожение традиционных институтов и жизненных укладов нередко
влекло за собой социальную дез­организацию, хаос и аномию, рост девиантного
поведения и пре­ступности. Дисгармония в экономике и несинхронность измене­ний
в различных подсистемах общества приводили к неэффек­тивным, пустым тратам,
причиняли ущерб. Как подтверждает информированный наблюдатель, «все это не
стимулировало (осо­бенно в политической области) развитие институциональных сис­тем,
способных адаптироваться к продолжающимся изменениям, новым проблемам и
требованиям» (103; 435).

Были признаны неприемлемыми и теоретические обоснования идеи
модернизации. Прежде всего подчеркивалась возможность многолинейного развития,
когда модернизация осуществляется раз­ными путями в зависимости от стартовых
позиций тех или иных обществ и проблем, с которыми они сталкиваются (104; 2).

Критики указывали на ошибочность прямого противопостав­ления
традиции и современности и приводили примеры преиму­ществ традиционализма в
некоторых областях. «Не только совре­менные общества включают в себя многие
традиционные эле­менты, но и традиционные общества, в свою очередь, нередко
обладают такими чертами, которые обычно считаются современ­ными. Кроме того,
модернизация способна усиливать традицию» (199; 36). «Традиционные символы и
формы лидерства могут ока­заться жизненно важной частью ценностной системы, на
кото­рой основывается модернизация» (170; 352).

Оппоненты теории модернизации отмечали большую роль внеш­него,
глобального контекста и внутренних причин. «Любое теоре­тическое обоснование,
которое не учитывает такие значимые пере­менные, как влияние войн, завоеваний,
колониального господства, международных, политических или военных отношений,
торговли и межнационального потока капиталов, не может рассчитывать на объяснение
происхождения этих обществ и природы их борьбы за политическую и экономическую
независимость» (406; 74) Была поставлена под сомнение и строгая
последовательность стадий модернизации: «Те, что пришли позднее, могут (и это
впол­не доказуемо) быстро модернизироваться благодаря революци­онным средствам,
а также опыту и технологиям, которые они заимствуют у своих предшественников.
Таким образом, весь про­цесс может быть сокращен. Предположение о строгой
последо­вательности фаз (предварительное состояние, начальная фаза, переход к
зрелости и т. п.), которые должны пройти все общест­ва, похоже, ошибочно» (199;
38).

Наконец, была поставлена под сомнение и этноцентрист-ская,
ориентированная на Запад, концепция целей модерниза­ции, поскольку «многие
новые современные государства ус­пешно развиваются не по пути европейских
национальных го­сударств» (109; 236).

Вследствие всей этой критики теория модернизации была от­вергнута,
по крайней мере на некоторое время.

Неверными оказались и исторические предсказания теории
конвергенции. «Становится все более очевидным тот факт, что разнообразие
институтов, существующих в современных общест­вах, причем не только
модернизирующихся или переживающих переходный период, но и развитых, и даже
высоко развитых, весь­ма велико» (НО; 422). Доминирующей чертой современных об­ществ
является не сходство, а различие, так что модернизация не может рассматриваться
как единая и окончательная стадия эво­люции всех обществ.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ