Всемирно-исторический уровень: теория общественно-экономических формаций :: vuzlib.su

Всемирно-исторический уровень: теория общественно-экономических формаций :: vuzlib.su

6
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Всемирно-исторический уровень: теория общественно-экономических формаций

.

Всемирно-исторический уровень: теория
общественно-экономических формаций

Подход Маркса к социальной реальности с использованием
категории «отношения» обнаруживается и на самом высоком уров­не его
теоретической конструкции, где он рассматривает общест­во в наиболее
абстрактном виде. «Производственные отношения в своей совокупности образуют то,
что называют общественными отношениями, обществом, притом образуют общество,
находя­щееся на определенной ступени исторического развития, обще­ство с
своеобразным, отличительным характером» (278; 81).

Основные положения теории общественно-экономических
формаций, наиболее подробно разработанные в «Капитале» (1867), Маркс часто
цитировал и в предисловии к работе «К критике политической экономии» (1859):

«В общественном производстве своей жизни люди вступают в
определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные
отно­шения, которые соответствуют определенной ступени развития их материаль­ных
производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет
экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается
юридическая и политическая надстройка и которому соответству­ют определенные
формы общественного сознания» (278; 182).

Данная модель социального целого (в современной термино­логии
«социальной системы») представлена на рис. 11.1.

Присущая Марксу динамическая ориентация в полной мере
проявилась в предложенной им модели, которая предполагает непрерывные
изменения, вызываемые специфическими внутрен­ними силами и в конечном счете
ведущие к полной самотрансформации общества.

«На известной ступени своего развития материальные производительные
силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отно­шениями…
Из форм развития производительных сил эти отношения превраща­ются в их оковы.
Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы
более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке» (278;
183).

Большую роль в этом процессе Маркс отводил внутренним
противоречиям структуры. Они возникают в трех точках: во-пер­вых, между
обществом и его природным окружением, т. е. между любым данным уровнем
технологии и задачами, которые накла­дывают внесоциальные условия, а также
биологическая консти­туция человека; это противоречие дает импульс постоянному
раз­витию производительных сил; во-вторых, между достигнутым уровнем технологии
и существующей социальной организацией производственных процессов, не
приспособленных для макси­мально эффективного использования доступных
производитель­ных сил; данное противоречие стимулирует прогрессивные изме­нения
производственных отношений; в-третьих, между вновь ус­тановленным типом
производственных отношений и традицион­ной системой политических, правовых и
идеологических инсти­тутов (надстройкой), которые перестают соответствовать
эконо­мическому базису; это противоречие ведет к изменению полити­ческого
режима и правовой организации общества. Как уже от­мечалось, благодаря
внутренним противоречиям и постоянным поискам их разрешения общество проявляет
тенденцию к само­развитию.

«Загадка истории» заключается в том, как отдельные фазы свя­зываются
в непрерывную последовательность, в рамках которой регулярно осуществляются
направленные преобразования (6; 7). Проблема «созидания (творения) истории»
состоит в том. как люди влияют не только на функционирование, но и на
длительное раз-

витие общества. Предложенная Марксом модель человеческой ис­тории
объясняет, каким образом действуют внутренние механизмы саморазвития, производя
прогрессивные сдвиги в обществе, смену одной общественно-экономической формации
другой (171).

Существует пять общественно-экономических формаций: пер­вобытнообщинная,
рабовладельческая, феодальная, капиталисти­ческая и коммунистическая. По более
простой схеме их можно уложить в три основные эпохи человеческой истории:
доклассо­вые, неотчужденные общества (примитивные общности); клас­совые
общества, в которых присутствует отчуждение (рабовла­дельческое, феодальное и
капиталистическое общества); и бес­классовое неотчужденное общество
(коммунистическое).

Маркс считал, что современное капиталистическое общество
неизбежно сменится коммунистическим, и этот исторический прорыв будет означать
переход из «царства необходимости» в «цар­ство свободы», он завершит
«предысторию» человеческого обще­ства и откроет эпоху истинной,
гуманистической, свободной «ис­тории».

Движущей силой смены эпох в новое время является современный
пролетариат, класс эксплуатируемых и обездоленных, чьи объективные интересы
могут быть удовлетворены лишь благода­ря полному уничтожению классового деления
и классового пра­ва. В результате коммунистической революции возникнет «сво­бодная
ассоциация свободных производителей», закончится дол­гий период неравенства,
эксплуатации и нищеты. Этот оконча­тельный прогресс будет достигнут дорогой
ценой — люди опла­чивают его в течение всей эпохи классовых обществ. Здесь круг
замыкается, и мы вновь возвращаемся к мечте Гегеля об оконча­тельной победе
свободы.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ