Алан Турен, Мишель Крозье и Эрхард Фридберг: вклад французов :: vuzlib.su

Алан Турен, Мишель Крозье и Эрхард Фридберг: вклад французов :: vuzlib.su

71
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Алан Турен, Мишель Крозье и Эрхард Фридберг: вклад французов

.

Алан Турен, Мишель Крозье и Эрхард Фридберг: вклад французов

Во второй половине 70-х годов свой вклад в теорию действия
внесли французы. «Начался быстрый разрыв с материалистичес­ким воззрением на
общество, весьма типичным для французской версии структурализма» (75; 197).
Наверное, самым видным пред­ставителем этого направления является Алан Турен. С
того вре­мени, как он вывел образ «самопроизводящегося общества» (422; 1977),
его основная работа приобрела ощутимый критический оттенок. Она была направлена
и против теории развития, и про­тив структурализма, которые «подчиняют чувство
коллективного действия неизбежным законам или требованиям исторической
реальности» (425; 81). Следовательно, они выводят субъект из социологической
перспективы, рассматривают его как простую эманацию системы.

«Эволюционистская, или историческая, концепция апеллирует к
сравнитель­ной истории или даже к философии истории. Она стремится показать,
что общества следуют друг за другом по пути прогресса, рациональности и укреп­ления
национального государства. Она не относится к изучению самих соци­альных
деятелей: достаточно анализировать их действия, являющиеся выраже­нием либо
положительных тенденций, либо внутренних противоречий данной системы» (425;
91).

«Возвращение деятеля» необходимо (424); «мы должны вер­нуть
идею о том, что люди сами делают свою историю» (425; 88). Это возможно лишь в
том случае, если рассматривать общество в качестве непрерывного, находящегося в
постоянном движении продукта человеческих усилий: «общество есть не что иное,
как нестабильный и, вероятнее всего, несогласованный результат со­циальных
отношений и социальных конфликтов» (425; 85).

Общество и история создаются благодаря коллективным дей­ствиям,
главными носителями которых, по Турену, являются соци­альные движения (425).
Они трактуются как формы коллективной мобилизации, непосредственно разрушающие
культурные основа­ния общества. «Социальное движение — решающий агент исто­рии,
поскольку историческая реальность формируется посредст­вом конфликтов, а также
требований, выдвигаемых социальными Движениями и придающих специфическую
социальную форму куль­турным ориентациям» (425; 87). Отрицание эволюционизма и
при­писывание социальным движениям роли основных мобилиза­ционных сил Турен
связывал с возникновением «постиндустриаль­ного общества», в котором
существенно увеличились «способнос-ти к самодеятельности» и расширился диапазон
возможностей и вариантов выбора. Таким образом, «эти общества являются про­дуктом
своих собственных действий, а не частью процесса истори­ческой эволюции» (425;
84). Способность общества мобилизовать, преобразовывать себя, создавать
структуры — уже подмеченная предыдущими авторами — Турен выявил гораздо более
конкретно и соотнес ее с определенными историческими фазами.

Два других французских социолога, Мишель Крозье и Эрхард
Фридберг, раскрыли взаимозависимость деятелей и систем (85). Подобно Турену,
они начали с отрицания «законов истории». С их точки зрения, неправомерно
рассматривать формы организа­ции людей как полностью обусловленные внешним
контекстом — социальным окружением.

Социальные изменения, считают они, — это непрерывная
структурализация и переструктурализация той арены, на которой люди выполняют те
или иные действия, стремясь найти решения встающих перед ними проблем и задач.

Коллективная деятельность подобного рода характеризуется
свойственным ей творчеством, поскольку существует механизм «коллективного
обучения», благодаря которому индивидуальные открытия и новации внедряются в
социальную практику и встра­иваются в систему. В результате не только меняются
черты пос­ледней, но и трансформируется сам механизм преобразований. Не
существует необходимых, неизбежных или «естественных» изменений, все они —
продукт человеческой изобретательности, творчества и поиска. Осознание этого
факта позволяет провоз­гласить «организационную свободу», т. е. реальную
возможность противостоять структурным условиям. Авторы ввели понятие «обу­чающее
общество», подразумевая под ним один из фундамен­тальных механизмов социальной
самотрансформации — коллек­тивное обучение. В этом заключается их главный вклад
в разви­тие теории деятельности.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ