Том Берне и группа из Уппсалы: теория систем правил * :: vuzlib.su

Том Берне и группа из Уппсалы: теория систем правил * :: vuzlib.su

61
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Том Берне и группа из Уппсалы: теория систем правил *

.

Том Берне и группа из Уппсалы: теория систем правил *

Другая часть уравнения «деятельность — структура» выведена
Томом Р. Бернсом и Еленой Флэм в «теории систем правил» (70). Хотя авторы и
заявляют, что преследуют цель «навести мосты между уровнями структур и
деятелей» (70; 9), тем не менее они сосредоточивают внимание не на деятелях,
которые формируют, а на структурах, которые формируются. Последние они рассмат­ривают
в нормативных терминах как комплексные сети правил. «Человеческая деятельность
— при всем ее необычайном разно­образии и при всей оригинальности —
организуется и управляет­ся в основном социально определенными правилами, а
также системами правил» (70; viii). Поскольку авторы работают в Упп-сале
(Швеция), невольно возникает вопрос: не есть ли это бессо­знательный отголосок
или сознательное продолжение важного направления шведской социологии,
известного под названием «школы Уппсалы», а именно нормативной онтологии
социально­го мира, разработанной Торгни Сегерштедтом (352). «Каждый вид взаимодействия
и кооперации должен предполагать некоторые общие нормы. Лишь имея общие нормы и
общезначимые симво­лы, мы можем предсказывать» (352; 12).

Основным направлением упомянутой теории является слож­ный
анализ социальных правил, которые составляют «глубинные структуры человеческой
истории» (70; ix). Они делятся на три типа «модулей»: система правил, режим
правил и грамматику. Системы правил включают в себя правила, «зависящие от кон­текста
и обладающие временной спецификой, — правила, при­меняемые для структурирования
и регулирования социальных вза­имодействий, выполнения определенной
деятельности, специфи­ческих заданий или взаимодействия в социально
обусловленных формах» (70; 13). Режимы правил поддерживаются социальными
санкциями, сетями власти и контроля и, следовательно, приоб­ретают объективный,
внешний характер в человеческом воспри­ятии. Они близки к тому, что обычно
называется инструкциями (в нормативном смысле этой общей категории). На
индивидуаль­ном уровне системы обращаются в «грамматику социальных дей­ствий»,
используемую для структурирования и регулирования вза­имодействий друг с другом
в определенных ситуациях или сферах деятельности (70; 14).

Столь сложная и многомерная нормативная сеть рассматри­вается
не как данность, в традиционном дюркгеймовском смыс­ле, а как продукт
человеческой деятельности. «Социальные сис­темы правил являются человеческими
конструкциями» (70; 30). «Люди постоянно формируют и изменяют социальные
системы правил» (70; 206) тремя способами: создавая, интерпретируя и применяя
их. Вся эта деятельность является областью социаль­ных конфликтов и борьбы,
специфической «политикой» форми­рования правил. Возникая в человеческих
действиях, правила систем, в свою очередь, влияют на них. В полном соответствии
с Гидденсом, авторы говорят о «дуализме отношений». С одной стороны, социальные
правила систем организуют и регулируют такие социальные взаимодействия, как
обмен или политическое соревнование, определяют, кто допускается к участию,
какие вза­имодействия считаются законными, где и как они могут выпол­няться, и
т.д. С другой стороны, процессы взаимодействий слу­жат основой для формирования
и изменения систем правил, рав­но как и для их интерпретации и применения (70;
10—11).

Так, «люди своими действиями преобразуют условия этих дей­ствий»
(70; 3). Ключ к такому «дуализму» можно обнаружить в историческом измерении
человеческой реальности: «Системы, которым следуют люди в наши дни,
вырабатывались в течение Длительного времени. Благодаря взаимодействию
социальные груп­пы и сообщества поддерживают и распространяют системы пра­вил
на будущее» (70; 29). Берне и Флэм добавляют к теории дея­тельности богатый
анализ нормативных структур, который под­крепляют детальным разбором
эмпирических случаев, наиболее характерных для современного общества. К ним
относятся эко­номические рынки, бюрократия и технологические комплексы.

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ