Кристофер Ллойд и «структурализм» :: vuzlib.su

Кристофер Ллойд и «структурализм» :: vuzlib.su

71
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Кристофер Ллойд и «структурализм»

.

Кристофер Ллойд и «структурализм»

Хорошее объяснение позиции, именуемой «структурализмом», дал
Кристофер Ллойд (243). «Проблема состоит в наведении мос­тов между субъективным
и объективным, а также между свобо­дой и детерминизмом. Это необходимо для
того, чтобы показать, как люди в действительности создают свою собственную исто­рию,
а также как частные обстоятельства, которые являются ре­зультатами действий
людей, созидавших историю в прошлом, обусловливают творение ими истории
сегодня». Ключ к этой за­гадке лежит в процессуальном характере общества:
«Проводить водораздел между прошлым и настоящим бессмысленно. «На­стоящее»
всегда становится «прошлым», и процессы непрерывно текут в обоих направлениях»
(243; 20). Следовательно, «главная цель социальной науки должна состоять в
объяснении социаль­ной трансформации» (243; 10). Это требует знания
исторической перспективы. «Поскольку структуры всегда меняются, они долж­ны
изучаться под историческим углом зрения» (243; 164).

Внутри процесса происходит взаимная, диалектическая игра
структур и действий: «Действия объясняются их структурными и психологическими
императивами и напряженностями, а структу­ра и ее история объясняются как
намеренные и ненамеренные последствия индивидуальных действий и копирующего их
массо­вого поведения во времени» (243; 10). Движущей силой этой диа­лектики и
вытекающего отсюда исторического процесса являют­ся действия людей в рамках их
социального, культурного и гео­графического окружения (243; 192).
«Индивидуальные и коллек­тивные человеческие действия — фундаментальная
движущая сила истории» (243; 37). «Личности агентов» (т. е. субъектов действия.
— Ред.) свободны в пределах определенных границ, они облада­ют способностью
влиять на некоторые ограниченные изменения в мире и делают это как намеренно,
так и — чаще всего — не­преднамеренно, что приводит к непреднамеренным и даже
не­осознанным структурным результатам.

Итак, согласно концепции структурализма, общество
представляет собой упо­рядоченную, независимую, но свободно интегрирующуюся,
постоянно меняю­щуюся «конфигурацию» отношений, правил и ролей, которые
скрепляют коллектив индивидуальных личностей. Оно существует независимо от
любого от­дельного индивида, но не всех (или значительной части) индивидов…
Чтобы оно продолжало существовать, оно должно ими воспроизводиться и преобра­зовываться
под влиянием их собственных действий (243; 16—17).

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ