Становление социального становления :: vuzlib.su

Становление социального становления :: vuzlib.su

5
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Становление социального становления

.

Становление социального становления

До сих пор в нашей дискуссии речь шла о многоуровневой
модели социальной реальности, которую мы создали и «оснасти­ли» двойной
динамикой — внутренним функционированием и самопреобразованием. В соответствии
с этой моделью общество не только строится особым образом, но и обладает особым
меха­низмом самодвижения, благодаря которому оно постоянно изме­няется. Ну а
сам механизм изменяется или он неизменен; явля­ется он постоянным и исторически
универсальным? Или истори­ческий релятивизм касается не только параметров и
переменных модели, но и принципов ее динамики?

По сути дела это вариант давнего вопроса: затрагивают исто­рические
изменения исключительно факты (состояния общества) или и социальные законы
(145)? Я склоняюсь к последнему (та­кую позицию можно назвать «радикальным
историзмом») и от­рицаю идею внеисторических, универсальных социальных зако­нов
(386). В терминах нашей модели это означает, что историчес­кие изменения,
преобразования охватывают не только субъектов, структуры и деятельность, не
только действия и практику, не толь­ко природу и сознание, но и связи между
всеми ними, способы, которыми они объединяются и своими действиями порождают
социальную динамику. Короче говоря, я заявляю, что со време­нем сами принципы
деятельности человеческого общества, спо­собы его функционирования и изменения
подвергаются значи­тельным трансформациям. И теперь к моей модели добавляется
самый последний, наиболее сложный узел обратной связи: дело не только в том,
что деятельность агентов (субъектов) изменяется в процессе их собственной
практики, но и в том, что само соци­альное становление изменяет свой облик в
ходе истории. И здесь мы уже вступаем в область метадинамики. Образно говоря,
речь идет о становлении самого механизма становления.

Некоторые намеки в литературе свидетельствуют о том; что
ученые смутно осознавали эту особенность социального мира. Маркс и Энгельс
отмечали разделение между «царством необхо­димости» и «истинной историей»
человеческого общества, под­разумевая под этим фундаментальный переход
классовых обществ прошлого в бесклассовое общество будущего. Современные марк­систы
противопоставляют «естественную» и «очеловеченную» историю, имея в виду
усиление роли человека, рационального вмешательства в современную эпоху (419).
Можно также вспом­нить возражение У орда против генезиса и телезиса как двух
раз­личных принципов эволюции (130; I, 479). Об этом же свидетель­ствуют и
другие противоположные пары: рынок и план, спонтан­ность и взвешенность,
«невидимая рука» и рациональный кон­троль, «Коварство Разума» и реализация
проектов. За всем этим стоит не только изменение общества, но и наиболее
фундамен­тальные типы изменений.

Опираясь на высказывания других авторов, я прихожу к вы­воду,
что способы социального становления эволюционируют в соответствии со способами
взаимоотношений, связывающих об­щество с его средой (природой и сознанием).
Общий знамена­тель исторической тенденции, охватывающей механизм социаль­ного
становления, может быть найден в растущем контроле над средой, а именно в
управлении ею и в обособлении от нее. По отношению к природе эта тенденция
достаточно очевидна. Ис­тория человеческой цивилизации и технологии
представляет со­бой постепенное подчинение природных ресурсов потребностям
людей и постоянную защиту общества от негативного воздейст­вия со стороны
природы. Что касается сознания, то рост знаний человека означает, среди
прочего, и эволюцию самосознания со­циального феномена, закономерностей,
механизмов социально­го функционирования и изменения, а также развенчание
всякого рода мифов, иллюзий и других продуктов «ложного сознания». Это
позволяет точнее предвидеть, планировать и целенаправлен­но изменять социальную
жизнь. По мере того, как участники со­циального становления познают его
механизм, их вмешательство неизбежно усиливается.

Однако, как хорошо известно, обе тенденции не только ока­зывают
позитивное влияние, не только делают социальное ста­новление успешным, но и
порождают серьезные побочные ре­зультаты, которые блокируют, а порой даже
ставят под угрозу функционирование общества и его изменение. Неограниченное,
бесконтрольное господство над природой привело к экологичес­ким бедствиям,
загрязнению, истощению природных ресурсов и т.д. Чрезмерная вера в разум,
знание и планирование социальной Жизни стала одной из причин человеческого
порабощения, нищеты и даже истребления людей в различных «научно обосно­ванных»
тоталитарных режимах. Таким образом, историческая тенденция, похоже,
эволюционирует к управлению более высокого уровня, к осознанию необходимости
его ограничения или, другими словами, к самоконтролю в своих стремлениях к
управ­лению.

Осознание потерь, дисфункций, побочных опасных последст­вий
управления обоими видами среды — природы и сознания — ощущается в современном
обществе все более отчетливо. Вспом­ним об экологическом сознании,
провозгласившем гармонию с природой и призвавшем обуздать чрезмерные амбиции в
надежде на ее покорение; или о волне антитоталитарного, демократичес­кого
сознания с его идеей плюрализма, терпимости, участия, от­каза от любых попыток
навязать человеческой истории какие бы то ни было догматические схемы.

В терминах нашей модели все это может служить показателем
того, что постепенно возникают новые способы социального ста­новления, которые
дают человеческому обществу больше само­стоятельности, а также наделяют его
более развитым самосозна­нием, обеспечивают его критический и реалистический
контроль над собственной судьбой. Путь исторического освобождения — это путь от
полностью объективированного, безысходного суще­ствования примитивных людей
через наивное преувеличение че­ловеческой мощи и разума к всецело творческому
обществу буду­щего, — обществу, находящемуся в гармонии с природой и не
абсолютизирующему возможности человеческого разума.

Наша модель социального становления теперь представляет­ся
полной. Мы проанализировали ее сложный внутренний со­став, ввели ее в рамки
исторического времени, оснастили меха­низмом самопреобразования и даже неким
высшим механизмом (метамеханизмом), благодаря которому историческим изменени­ям
подвергаются сами принципы ее функционирования и пре­образования.

Так была применена концепция наиболее радикальной дина­мической
перспективы; общество предстает теперь как непре­станное, вечное движение. Мы
можем взять любой компонент модели и увидим, как она действует во времени: в
ней любой факт оказывается событием; любой агент — субъектом действий; любое
состояние — лишь фазой текущего процесса.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ