Часть IV Аспекты социального  становления — 16. Идеи как историческая сила — Идейно-побудительные факторы...

Часть IV Аспекты социального  становления — 16. Идеи как историческая сила — Идейно-побудительные факторы в истории :: vuzlib.su

83
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Часть IV Аспекты социального  становления — 16.
Идеи как историческая сила — Идейно-побудительные
факторы в истории

.

Часть IV Аспекты социального  становления — 16. Идеи как
историческая сила — Идейно-побудительные факторы в истории

Полное осознание роли идейно-побудительных факторов —
верований, ценностей, мотиваций, надежд, отношений — в про­цессе социального
изменения стало возможным лишь с поворо­том социологии от исторической
перспективы, или перспективы развития, к ориентации на человека, с возвращением
его в осно­вание социологической теории. Такой поворот, позднее описан­ный как
методологический индивидуализм, был предпринят Мак­сом Вебером.

В «гуманистической социологии» Вебера социальные организ­мы,
или системы, утратили свое центральное положение в соци­ологическом
теоретизировании, и центр внимания был перене­сен на деятелей (агентов) и их
действия, т. е. для Вебера социоло­гия — это исследование социальных действий,
т. е. осмысленно­го поведения, направленного на других и ориентированного на их
действительные или ожидаемые реакции. Все сложные соци­альные сущности
(экономический порядок, политические систе­мы, социальные организации)
представляют собой аккумулиро­ванный результат множества социальных действий,
совершаю­щихся в ходе человеческой истории. Объяснить их — значит про­следить
человеческие действия до самых их корней, а это, в свою очередь, означает, что
объяснить (понять) можно лишь тогда, когда будет выделен (установлен) смысл,
психологические мотивы дей­ствий, равно как и культурные ценности, нормы и
правила, при­дающие человеческим действиям определенную форму. Таким образом,
конечные объяснительные аргументы находятся в цар­стве идей, обобщенных
верований и нормативных предписаний, коими руководствуются люди. Как писал
Вебер, «наиболее важ­ное формирующее влияние на поведение всегда имели магичес­кие
и религиозные силы и основанные на них идеи долга» (443).

Если с точки зрения типично эволюционистского подхода или в
рамках теории развития идеям придавался статус некоего «ос­татка», то теперь
они рассматриваются как центральные, независимые факторы. Вебер квалифицирует
собственную теорию как «позитивную критику» исторического материализма Маркса в
том смысле, что считает «надстройку», а не «базис» (если использо­вать
марксистскую терминологию), или просто «мягкие» системы верований, а не
«жесткую» экономику или технологию, активны­ми и эффективными силами истории. С
точки зрения некоторых современных комментаторов, главной темой всей научной
дея­тельности Вебера, основным «тезисом Вебера» было осознание «функции
идеологии как независимой переменной в социальном движении» (46; 125).

Наиболее отчетливо такой подход проявился в интерпретации
Вебером происхождения капитализма. Это сложное доказательст­во, выдвинутое в
1904 г. в классической работе «Протестантская этика и дух капитализма», требует
тщательного анализа.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ