Дух капитализма :: vuzlib.su

Дух капитализма :: vuzlib.su

51
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Дух капитализма

.

Дух капитализма

Для Вебера, как и для большинства его предшественников,
живших в XIX в., основная цель состояла в том, чтобы понять современность,
новый, радикально изменившийся мир, который в Западной Европе и США в XIX
столетии достиг зрелости и распространился на другие регионы земного шара.
Центральным организующим принципом этой современной системы был капи­тализм —
рационализированное, эффективное производство то­варов, сопровождаемое погоней
за прибылью и основанное на частной собственности и индивидуальных
предпринимательских усилиях. Говоря словами Вебера, «капитализм идентифициру­ется
с погоней за прибылью, и причем постоянно растущей прибылью, получаемой за счет
непрерывной, рациональной, капиталистической предприимчивости,… рациональной
капи­талистической организации (формально) свободного труда» (443; 17, 21). Как
утверждает современный исследователь Ве­бера, «характеристиками рационального
капитализма являют­ся предпринимательская организация капитала, рациональная
технология, свободный труд, неограниченный рынок и надеж­ные законы» (80; 930).

Главные вопросы, на которые пытается ответить Вебер: как
зародился капитализм и как ему удалось выжить? Другими слова­ми, он ищет
объяснения перехода от традиционного к капита­листическому обществу и причины
дальнейшего распростране­ния последнего.

Если капитализм, рассуждает Вебер, как и все другие
структурные целостности, есть результат человеческих действий, то должен быть
некоторый особый тип действий, исполняемый не­которым особым классом деятелей,
движимых особым типом мотиваций. Так возникает первый вопрос: кто является
основа­телем капитализма? Вебер отвечает: новый тип предпринимате­лей и новый
тип рабочих одновременно. Именно они служат фундаментальной предпосылкой
зарождения капитализма. Отсюда следует второй вопрос: что отличает этот новый
тип предприни­мателей и рабочих? Ответ таков: специфическая ментальность, или
«этос», «дух капитализма». Эта уникальная смесь мотиваций и ценностей включает:

1) мотивы прибыли. Добывание денег становится целью жизни. В
результате происходит явное смещение целей, поскольку деньги из инструмента или
сред­ства преирашаются в самостоятельную конечную цель;

2) аскетизм, т. е. стремление избегать «случайных» радостей
и гедонистического потребления (т. е. потребления ради лишь удовольствия
потреблять);

3) чувство долга, что прежде всего подразумевает
дисциплинированную, ответ­ственную, рациональную деятельность. Это относится и
к предпринимателям, для которых организационные усилия становятся целью, и для
рабочих, кото­рые начинают рассматривать труд как цель саму по себе.

Если «дух капитализма», пронизывающий главных действую­щих
лиц капиталистического общества (предпринимателей и ра­бочих) и вызывающий
капиталистические действия (организацию и труд), является предпосылкой
зарождения капитализма, то ка­ков же источник происхождения самого этого
«духа»? Таков тре­тий вопрос, который ставит Вебер. Объяснение не может остано­виться
на уровне «этоса», оно должно добраться до глубинных истоков (корней) самого
«этоса». В этом именно и заключается оригинальный (и наиболее оспариваемый)
вклад Вебера.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ