Протестантский «этос» :: vuzlib.su

Протестантский «этос» :: vuzlib.su

74
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Протестантский «этос»

.

Протестантский «этос»

Отправная точка протестантского «этоса» — эмпирическая.
Существует удивительная корреляция: в период раннего капита­лизма большинство
представителей деловых и коммерческих кру­гов, хорошо обученный технический
персонал, квалифицирован­ные рабочие, т. е. все те, чья роль на данном этапе
развития общества очень велика, исповедуют протестантизм. Чтобы ис­ключить
случайное совпадение, Вебер выдвигает несколько ги­потез. Во-первых, он
допускает возможность того, что и протес­тантизм, и «дух капитализма»
обусловлены высоким уровнем куль­турного развития. Однако, судя по
сравнительным данным, упомянутое совпадение четко прослеживается не только в
высокора­звитых странах. Во-вторых, он не исключает, что в некоторых регионах
экономические ресурсы уже были накоплены в период, предшествующий Реформации, и
это обеспечило развитие капи­тализма независимо от религиозной принадлежности.
И вновь эмпирические данные свидетельствуют о том, что уровень благо­состояния
в той или иной стране может существенно различать­ся, и тем не менее среди
служащих и квалифицированных рабо­чих большинство составляют протестанты.
В-третьих, Вебер про­веряет гипотезу, согласно которой движущей силой предприни­мательства
и эффективного труда может быть фактор меньшин­ства, или маргинального статуса,
в обществе, а не особая религи­озная принадлежность. Но, как показывают данные,
занятия, связанные с бизнесом, наиболее распространены среди протес­тантов,
независимо от их статуса в конкретной стране. Убедив­шись в несостоятельности
выдвинутых им предположений, Ве­бер приходит к выводу, что решающим
подтверждением особой роли протестантов в возникновении капитализма является
«ха­рактер их религиозных верований, а не их временная, внешняя
историко-политическая ситуация» (443; 40).

Что же есть такое в протестантской вере, что мотивирует
про-капиталистическую активность? Как замечает Вебер, в протес­тантизме
существует несколько ветвей, степень влияния которых на формирование
«капиталистического духа» различна. Аскети­ческие ветви (кальвинизм, методизм,
баптизм) ориентированы на «этот мир», обеспечивая сочетание деловой хватки с
религиоз­ной набожностью. Первое выражается в идее призванности: ис­полнение
долга в делах мирских как высшая форма моральной активности; второе — в идее
предопределенности: достижение блаженства и спасения в ином мире есть результат,
полностью зависящий от свободной воли Господа. В этой уникальной смеси и
кроется идеологический источник капитализма.

Какие мотивации проистекают из этих идей? Вебер подчер­кивает,
что всем верующим присущи озабоченность и экзистен­циальная неуверенность. Если
вердикты Господа полностью сво­бодны и, следовательно, непредсказуемы, то как
может индивид узнать, принадлежит он к числу избранных или проклятых? Нет таких
земных средств, чтобы повлиять на выбор Господа, потому что он полностью
независим. С другой стороны, Господь прихо­дит в этот мир и использует
избранных для исполнения своих замыслов и планов. Таким образом, если некто
преуспевает в интенсивной, постоянной мирской деятельности, которой он себя
посвящает, то это лучший из всех возможных знаков — знак его избранности,
благодати и грядущего спасения. Следуя той же ло­гике, можно утверждать, что
если кто-то ленив, бездарно тратит время, отдается удовольствиям, то на нем
явно лежит знак про­клятия. Хорошая, прилежная работа не означает, что ею можно
завоевать спасение, но она служит земным знаком Божественной милости. Успех,
достижения в деятельности, особенно измеряе­мые в объективных денежных
единицах, устраняют беспокойст­во, восстанавливают уважение и через механизм,
который совре­менные социологи называют самоисполняющимся пророчеством,
приносят еще больший успех. (Как говорит пословица, «нет ни­чего успешнее
успеха».) Таков «первотолчок» от традиционной экономики к современной’
капиталистической системе.

Когда это происходит, структура социальных отношений из­меняется.
Вначале изменения имеют негативный характер. Унич­тожаются старые структуры.
Одиночество перед лицом Господа и его вердиктами и сугубо индивидуальное
испытание на благодать в мирской деятельности приводят к социальной раздробленнос­ти,
изоляции людей, ослаблению всех традиционных связей и отношений.

Индивидуализм, уверенность в себе, умение противостоять
конкуренции, столь типичные для капиталистической системы, обнаруживаются в
некоторых глубинных ориентациях протестанизма в отличие от католичества,
которое более склонно к кол­лективизму, солидарности. Вебер цитирует в
доказательство дру­гого современного ему автора: «Католик спокойнее, жизни с
рис­ком и шансами на богатство и почет он предпочитает безопас­ность и меньший
доход» (443; 40).

Позитивный характер изменений выражается в создании но­вых
структур. Будучи мобилизованными для деятельности и ус­пеха, которые призваны
служить знаками спасения, люди начи­нают сравнивать свои достижения.
Конкуренция становится об­разом жизни. Не потребление, а накопление капитала,
не ис­пользование прибыли, а ее вложение в развитие, — такова един­ственно
рациональная стратегия для того, чтобы гарантировать успех в конкуренции на
рынке предпринимательства. Аналогич­но этому упорная, эффективная работа
становится единственной стратегией для гарантии успеха в конкуренции на рынке
труда. Система разрабатывает санкции, которые стимулируют конфор­мизм. Если
предприниматель не подчиняется этому принципу, то предприятие прекращает свое
существование. Если не подчи­няется рабочий, то он теряет работу. Тенденцией
системы стано­вится максимизация эффективности, что придает ей динамизм и силу
для дальнейшего распространения вширь.

В этот момент система начинает действовать сама по себе,
воспроизводиться без поддержки со стороны религии. Более того, временами она
может выступать против религии как таковой. Это происходит, когда в обществе
распространяются сильные мир­ские (секуляризующие) тенденции. «Новая личность,
сформиро­ванная протестантской этикой, создает новый социальный поря­док,
который, в свою очередь, преобразует, обучает и отбирает новые типы деятелей из
светских (мирских) лиц» (188; 156). Сис­тема, которая появилась как
историческая случайность на севе­ро-западе Европы, набирает силу для того, чтобы
охватить боль­шую часть земного шара.

«Тезис Вебера» написан в полемическом ключе. Он направ­лен
главным образом против марксистского исторического мате­риализма с его
отрицанием идеальной сферы, которую марксис­ты рассматривали как вторичную, или
«надстройку». «Говорить … об отражении материальных условий в идеальной
надстройке просто глупо» (443; 75). Но сам он мог легко попасть в собст­венную
ловушку односторонности. Вебер сознавал эту опас­ность. Он понимал предвзятость
и неполноту предложенного им объяснения и поспешил объявить, что не собирался
«рато­вать за одностороннюю материалистическую, равно как одно­стороннюю
идеалистическую интерпретацию культуры и ис­тории» (443; 183).

В последующих работах Вебер внес некоторые коррективы в свой
«Тезис». Во-первых, в исследованиях древних религий (444) он показал, что в
зависимости от местных исторических условий религия может по-разному влиять на
общественную жизнь. Ре­лигия — вообще многофункциональный феномен. Например,
религиозные системы Кигая и Индии не только не облегчают капиталистическое
развитие, но, напротив, блокируют его. Во-вторых, в «Теории социальной и
экономической организации» (441) Вебер расширил предложенную им объяснительную
схему за пре­делы религии, включив в число независимых переменных другие
институциональные и политические факторы: развитие центра­лизованных,
бюрократизированных государств, появление совре­менных законов, идеи
гражданства и прав человека и т.д. Нако­нец, в-третьих, он признал, что
протестантизм следует рассмат­ривать не как единственную причину, а как фактор,
который на определенном витке развития к капитализму был способен осво­бодить
массовые мотивации для мирской активности (перевести ее из «монашества» в иной
мир) и мобилизовать предпринимате­лей и рабочих на интенсивное приложение
усилий.

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ