Мотивации достижения :: vuzlib.su

Мотивации достижения :: vuzlib.su

50
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Мотивации достижения

.

Мотивации достижения

Еще одна, широко известная теория, в центре внимания ко­торой
находится психологический аспект капитализма, принад­лежит Дэвиду Мак-Клелланду
(257). Он сосредоточился на во­просе: существует ли некий универсальный
личностный синдром, предшествующий тому или иному скачку интенсивного эконо­мического
развития в истории человеческого общества. Ответ Мак-Клелланда утвердителен:
любой такой скачок предваряется рас­пространением «мотивации достижения»,
которая особенно не­заменима для предпринимательской деятельности. «В обществе,
где высок уровень стремления к успеху, всегда много энергичных
предпринимателей, способствующих, в свою очередь, более бы­строму
экономическому росту» (257; 205).

Альтернативные личностные синдромы «присоединения» и «власти»
имеют противоположные следствия. Первый препятст­вует конкуренции, творчеству,
оригинальности, выдвижению но­вых идей, тормозя тем самым экономическое
развитие. В сочета­нии со вторым синдромом это ведет к распространению тотали­тарных
тенденций.

Мотивации достижения, универсальные условия для
экономического роста возникают в различные исторические эпохи и, следовательно,
должны быть определены в соотносимых терми­нах. Это достигается тем, что
стандарты, меры и шкалы достиже­ния рассматриваются как исторически специфичные
и разнооб­разные, а необходимость в достижении того или иного стандарта — как
универсальная и постоянная черта. По словам Мак-Клел-ланда, применительно к
конкретной исторической ситуации рас­пространения капитализма «успех» означает
стремление к конку­ренции за более высокий стандарт превосходства, выраженный в
деньгах, а также к неуклонному, восходящему накоплению при­были.

В поведенческом аспекте мотивация достижения связана с
мобильностью, направленной вверх: частыми поездками, долги­ми часами работы,
желанием накопить капитал, надеждой на об­разование детей, предпринимательской
активностью. В области социальных установок наблюдаются стремление к
новшествам, высокое чувство ответственности, планирование действий, раци­ональный
расчет, готовность к риску.

Как рождается и развивается этот крайне важный синдром
личности? Ключ предлагается искать в области социализации, в соответствующих
предъявляемым требованиям воспитании и обу­чении детей. С ранних лет им
необходимо прививать уверенность в себе, настойчивость в достижении цели,
уважение к напряжен­ному труду. Как говорит Мак-Клелланд, посеяв мотивации до­стижения,
пожнешь урожай экономического роста.

Конечно, как и в любой социологической теории, некоторые
рассуждения Мак-Клелланда вызывают сомнения. Так, неясно, «кто обучает
учителей», или, другими словами, почему родители и учителя нацеливают своих
детей и учеников на достижения, а не ориентируют их на присоединение или
власть. Далее, доста­точно ли постулируемого «успеха» для объяснения экономичес­кого
роста? Быть может, это необходимое, но не достаточное ус­ловие, ведь существуют
кроме того определенные исторические обстоятельства или, скажем, ресурсы,
которые имеют более ося­заемый (материальный, технический, политический)
характер? По меткому замечанию Ходака, «как расчленить ситуацию, когда желание
достичь успеха огромно, но средства для того, чтобы реализовать это желание в
предпринимательстве, либо отсутству­ют, либо недоступны?» (77; 180) Скорее
всего, подобные ситуа­ции вызовут глубокий кризис надежд и ожиданий, что может
при­вести к пассивности, апатии или, при определенных условиях, к взрыву
революционной активности.

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ