Социальные движения и современность :: vuzlib.su

Социальные движения и современность :: vuzlib.su

71
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Социальные движения и современность

.

Социальные движения и современность

Социальные движения представляют собой исторически уни­версальный
феномен. Люди всегда имели причины для объедине­ния и борьбы за свои
коллективные цели против тех, кто стоит на пути к их достижению. Историки
описывают восстания, бунты, взрывы недовольства еще в античности, религиозные
походы в средние века, мощные крестьянские восстания в 1381 и 1525 гг.,

Реформацию, культурные, этнические и национальные движе­ния
Ренессанса. Социальные движения внесли свой вклад в рож­дение современности в
периоды великих буржуазных революций — английской, французской, американской.
Стратегии и тактики этих выступлений, их «содержательный репертуар» (400) меня­лись,
но большинство исследователей единодушны в том. что лишь в зрелых современных
обществах началась действительно «эра социальных движений». Только в XIX и XX
столетиях они стали многочисленны, приобрели массовый характер и повлекли за со­бой
важные социальные изменения. «Высоко модернизирован­ные общества имеют
тенденцию превращаться в общества дви­жений» (309; 449). «Социальные движения
составляют суть того, что мы называем современностью. Они определяют современ­ную
политику и современное общество» (124; 53). «Социальные движения связаны со
структурными сдвигами, сопоставимыми с модернизационными прорывами в сферах
«систем» и «образа жизни» (345; 324).

Классики XIX столетия выделили несколько причин, обуслов­ливающих
особую важность и значение социальных движений в современный период.

1. Первую можно назвать «темой Дюркгейма». Речь идет о
простом физическом соединении больших масс людей в ограни­ченном районе, что
происходит при индустриализации и урбани­зации, приводящим к высокой «моральной
плотности» населе­ния. Это создает возможности для контактов и взаимодействия,
выработки единой точки зрения, общей идеологии и сплочения единомышленников.
Короче говоря, шансы для мобилизации социальных движений существенно
увеличиваются. Могло ли возникнуть социалистическое движение без фабричной
системы, где тысячи рабочих находятся в непосредственном личном кон­такте?
Случайно ли, что университетские городки, где сконцент­рировано большое
количество студентов, являются питательной средой для разного рода возмущений?

2. Следующая типичная черта современности, которую мож­но
назвать «темой Тенниса», — это изоляция индивидов в депер-сонифицированном
обществе (Gesellschaft), или «одиночество в толпе» (339). Опыт отчуждения,
одиночества и оторванности вы­зывает стремление к общности, солидарности и
«сплоченности». Участие в социальном движении позволяет удовлетворить эти
всеобщие человеческие потребности.

3. «Тема Маркса» отмечает беспрецедентный рост социально­го
неравенства, ступенчатую иерархию богатства, власти и престажа, что характерно
для современной капиталистической эко­номики. Эксплуатация, угнетение,
несправедливость, лишения объединяют людей. Те, чьи общие интересы находятся
под угро­зой, готовы бороться с теми, кто угрожает их интересам. В дан­ном
случае наиболее четко проявляется «структурная готовность» (360) к
возникновению социальных движений.

4. «Тема Вебера» рассматривает демократические преобразо­вания
политической системы, открывающие поле для коллектив­ных действий большим
массам людей. Выражение различных мнений, выявление и объединение скрытых
интересов и актив­ная деятельность в их защиту становятся законным правом, бо­лее
того, долгом ответственного гражданина. «Структура полити­ческих возможностей»
(396) для появления социальных движе­ний радикально преобразована.

5. «Тема Сен-Симона и Конта» акцентирует внимание на за­воевании,
контроле, господстве над реальностью и манипулиро­вании ею — вначале природой, а
постепенно и человеческим об­ществом. Вера в то, что социальные изменения и
прогресс зави­сят от действий людей, что общество может быть сформировано его
членами к их собственной выгоде, — важная идеологическая предпосылка активности
и, следовательно, мобилизации социаль­ных движений. Волюнтаризм питает их, а
фатализм убивает.

6. Современное общество переживает культурный и образо­вательный
подъем. Участие в социальных движениях требует из­вестной степени
сознательности, воображения, душевного отклика и неравнодушия к общественным
проблемам, а также способ­ности к обобщениям личного или местного опыта. Все
это связа­но с уровнем образования, рост которого, сопровождая распро­странение
капитализма и демократии, увеличивает резерв потен­циальных участников социальных
движений.

7. Последняя черта современного общества, способствующая
формированию социальных движений, — возникновение и рас­пространение средств
массовой информации (301). Это мощный инструмент для «выковывания»
общественного мнения, которое раздвигает горизонты граждан, позволяя им выйти
за пределы личного мира, обратиться к опыту других, социально или геогра­фически
удаленных групп, классов, наций. В результате наступа­ет «демонстрационный
эффект», т. е. открывается возможность сравнить собственную жизнь с жизнью
других. Обнаруживая, что они лишены многих благ, люди приобретают
психологическую готовность к участию в социальных движениях. Кроме того, имен­но
через средства массовой информации граждане узнают о по­литических кредо,
взглядах и желаниях других, благодаря чему формируется солидарность, выходящая
за узкие локальные рам­ки и являющаяся еще одним социально-психологическим усло­вием
для возникновения социальных движений.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ