Глава 1 ПРИНЦИПЫ (ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ) И ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МЕТОДЫ МЫСЛИТЕЛЬНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ :: vuzlib.su

Глава 1 ПРИНЦИПЫ (ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ) И ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МЕТОДЫ МЫСЛИТЕЛЬНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ :: vuzlib.su

142
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
Глава 1 ПРИНЦИПЫ (ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ) И ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МЕТОДЫ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

.

Глава 1 ПРИНЦИПЫ (ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ) И ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МЕТОДЫ
МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Каждой науке соответствуют определенные положения, при­нимаемые
в этой науке без доказательства, без обоснования — в силу их фундаментальной
простоты, а поэтому и умозрительной очевидности. Такие положения называ­ются
принципами, а в некоторых дедуктивного характе­ра науках — аксиомами
(постулатами). Своей простотой и монолитностью они выполняют роль основания
(фундамента) всего здания науки. Имеет такие положения и логика. Их называют
обычно основными законами логики: закон тож­дества, закон противоречия, закон
исключенного третьего и за­кон достаточного основания. Но представляется, что
это не совсем точно, поскольку законы открываются в рамках науки, исследуются и
только потом формулируются ею. Принципы же — лишь принимаются. Аристотель,
кстати, относился к этим законам как к основоположениям, определениям,
принципам. Ведь, в самом деле, разве эти положения логикой исследуются,
открываются ею — они в ней всего лишь формулируются, оговариваются и
принимаются.

Глава 1 ПРИНЦИПЫ (ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ) И ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МЕТОДЫ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :: vuzlib.su

Другое дело, когда, учитывая особенности предметной области
логики, эти принципиальные положения в ней могут быть конкретизированы тем или
иным законом. Поэтому, с нашей точки зрения, хотя в логике обычно и
формулируются четыре основных закона, но опираются они всего лишь на три
принципа: принцип тождества, принцип противоречия и принцип достаточности.
Название «основные законы логики» (основные законы мышления) порой
дезориентирует студентов и они считают, что логика и есть наука об этих четырех
законах. Конечно же, это значительное упрощение. Свести всю науку к
исследованию всего лишь четырех, пусть и основных, законов не верно. Неверно
потому, что эти законы логика не исследует. Далее, собственно логическими
законами, т.е. законами, открываемыми данной наукой относительно форм мысли,
являются, в частности, законы структуры этих форм мысли и законы связи их между
собой. Закон, являясь самым существенным признаком научного знания, отражает
общее, коренное, внутреннее, сущностное, не лежащее на поверхности, не дающееся
исследованию непосредственно; закон обнаруживается в процессе познания, в
процессе, идущем от отражения внешнего к отражению внутреннего, скрытого.
Открытие и формулировка законов — показатель качественного развития нау­ки, ее
проникновения вглубь изучаемого, исследуемого пред­мета. Поэтому, говоря о
логике как науке о формах и законах мысли, под законами следует понимать те,
которые отражают сущность, внутренне необходимое, закономерное в структуре
отдельных форм мысли или в их связи между собой.

Осваивая принципиальные положения (основные законы) логики,
важно знать особенности исторического их осознавания и формулировки,
зависимость их от философии и практической стороны деятельности человека. Здесь
без знакомства с историей фило­софии, историей логики не обойтись, В таких
случаях рекомен­дуем обращаться к энциклопедиям, словарям, либо к работам по
истории философии и логики, среди которых можно выде­лить работу
А.О.Маковельского «История логики» (М., 1967), Н.И.Стяжкина и В.Д.Силакова
«Краткий очерк истории общей и математической логики в России» (М., 1962),
наконец — «Логический словарь-справочник» Н.И.Кондакова (М., 1975).

Формулировка принципов обычно предельно проста и это
понятно, потому что принцип — нечто простейшее, изначальное, основное,
фундаментальное. Простое, в силу этой своей природы, должно просто и
определяться, формулироваться. Подобные простейшие положения известны еще по
школьному курсу геометрии, например, формулировка что такое точка, плоскость,
линия, прямая и пр. В логике такую роль и выполняют принцип тождества, принцип
противоречия и принцип достаточности.

Что такое принцип, закон, тождество (единство), противоречие
(борьба) и т.п. категории, логикой (да и другими науками) заимствуется из
философии, поскольку только она имеет своим предметом предельно общее,
универсальное, даже беспредельное. Эти категории, применительно к специфике
логической предметной области, трансформируются в более узкие, однако, крайне
важные, значимые в этой предметной области положения, такие как противоречащие
и тождественные понятия, противоречащие суждения и т.п. Некоторые же
философские положения, например, принцип развития, принцип историзма, несмотря
на их универ­сальность, все же, учитывая специфику предмета формальной логики,
в ней не «работают», ибо логика, анализируя свой предмет — формы мысли,
отвлекается от их развития во времени, от истории их формирования. В логике
работает другой принцип: всякая мысль тождественна самой себе. Этот принцип
исторически формулируемый задолго до Аристотеля вна­чале для предметного мира
(всякая вещь тождественна сама себе), был последним преобразован в принцип,
относящий­ся к мыслям, в принцип мышления, и с той поры рассматриваемый как
неотъем­лемое положение логики. Понятно, что это положение не нуждается в
специаль­ном обосновании в силу своей и простоты, и достаточной умозрительной
само­очевидности.

Разговор о принципах важен потому, что осознанность, наравне
с доказательностью, обоснованностью, является одним из главных признаков науч­ности.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ