Смирение, или отказ от борьбы :: vuzlib.su

Смирение, или отказ от борьбы :: vuzlib.su

8
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Смирение, или отказ от борьбы

.

Смирение, или отказ от борьбы

Как отмечал Абрахам Маслоу, западная
культура опирается в основном на иудейско-христианскую теологию, а в
Соединенных Штатах особенно силен дух пуританства, которое делает упор на
деятельности, целеустремленности и трудолюбии [23]. Карен Хорни
различает аполлоническую и дионисийскую тенденцию. В последней подчеркивается
ценность смирения и недеяния, в первой – власти и управления жизнью. Обе они
представляют собой естественные человеческие стремления, говорит она, и
позитивный смысл смирения и отказа от борьбы – это глубинная человеческая
установка на извлечение максимума удовлетворения из любой ситуации [24].

Джеймс Бьюдженталь определял отказ
от усилия или «позволение быть» как «готовность без усилия, без
напряженной сосредоточенности и без принятия решений согласиться с тем, что
есть в поле сознания» [25]. Он считает такой
«отказ от применения силы» важнейшим условием актуализации.

В книге «Сила сексуальной
уступки» Мери Робинсон также подчеркивает важность покорности в любых
человеческих отношениях, особенно половых [26]. Она считает, что
уступчивость и пассивность – естественные женские функции, которые на свою беду
утратили сегодня многие маскулинизированные женщины. Современные женщины, пишет
далее она, пытаются соревноваться с мужчинами и завоевывают себе право отвечать
за все. В половом акте, как и в жизни, говорит она, мужчина более активен, а
женщина более пассивна. По мнению автора, пассивным потенциалом обладают и женщины
и мужчины, но женщины утратили его даже в большей степени, чем мужчины. Верить
другому человеку значит быть способным отдаться ему, а активный половой акт –
это синергетический процесс давания и принятия, господства и подчинения, когда
одновременно действуют оба потенциала человека – активный и пассивный.

Алан Уотс рассматривает ценность
отказа от усилий в другом контексте:

«Меня всегда восхищал закон
обратного усилия. Я называю его также «законом обратного». Когда вы
стараетесь удержаться на поверхности воды, то идете на дно. Когда вы стараетесь
утонуть (или хотя бы нырнуть поглубже) – вы всплываете, вода выталкивает вас с
какой-то страшной силой. Когда пытаетесь затаить дыхание, сопите, как паровоз.
В связи с этим на ум приходит древняя мудрость, которой чаще всего
пренебрегают: «Кто захочет спасти душу свою, тот потеряет ее». Чем
больше вы стараетесь обезопасить себя, тем большей опасности подвергаете. И
наоборот, спасение и святость – в понимании, что мы не властны над судьбой и
обезопасить себя не в силах. Китайский мудрец Лао-Цзы, мастер закона обратного
усилия, говорил, что те, кто доказывают, не знают; чтобы познать истину, нужно
отказаться от знания; и нет ничего более сильного и созидательного, чем
пустота, которую люди стремятся заполнить» [27].

Таким образом, согласно Уотсу, чем
больше мы стараемся, тем выше вероятность неудачи, а некоторых целей вообще невозможно
достичь активными усилиями. Мы обнаружили, что все это особенно справедливо в
отношении психотерапии, когда чем больше человек пытается вести себя
определенным образом, тем больше это у него не получается.

Лесли Г.Фарбер писал о
невозможности, сколько ни старайся, развить в себе такие качества, как
мудрость, достоинство, мужество и смирение. Все эти добродетели объединяет то,
что их невозможно обрести путем сознательных усилий.

«Большинство человеческих
достоинств и некоторые добродетели не имеют этой парадоксальной природы.
Мастерство, тактичность или честность, например, можно нарабатывать с помощью
непосредственных усилий; осознание этих способностей и получение удовольствия
от обладания ими не противоречит их природе. Но лишь глупец похваляется своей
мудростью, гордец – смирением, трус – мужеством. Любой, кто заявляет об
обладании этими добродетелями, – лжец. Более того, эти добродетели ускользают
от любого усилия достичь их. Я могу искать и добывать знания, но я не могу
добыть мудрости… Такие добродетели не являются свершениями, и им нельзя
научиться. Их нужно заслужить, но обретение их – дар благодати» [28].

Понимание всего этого крайне важно
для самоактуализации, ибо это подразумевает, что актуализация, действительное
воплощение в жизнь таких своих глубинных качеств, как мудрость, достоинство,
смирение, мужество, уважение и любовь недостижимо путем приложения усилий! Им
нельзя научиться, и чаще всего человек обретает их, когда сдается перед
невозможностью их обретения. В психотерапии, например, мы часто слышим об
усилии клиента быть «естественным»; чем больше он стремится быть
естественным, тем более неестественным становится. После многих часов он
наконец говорит: «С ума сойти! Я сдаюсь. Оказывается, я просто не могу
сделать это». Как это ни парадоксально, но именно в этот момент он
естественен! У верующего клиента по-другому. Чем больше он старается быть
смиренным, тем более напыщенным становится. Удивительно, но самый симпатичный и
привлекательный человек – это тот, кто отказался от попыток стать
привлекательным! Именно поэтому актуализационная терапия и естественность
требуют гораздо большего, чем мотивированное усилие и простая тренировка. Она требует
способности находить счастье в личностном росте, который является результатом
не целенаправленных развивающих усилий, но отказа от них. Существуют четыре
характеристики актуализации, обладающие свойством парадоксальности. К ним можно
стремиться, вовлекаясь в определенный процесс, но этот процесс требует того,
чтобы клиент оставил попытки достичь их!

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ