Дисциплинарные методы :: vuzlib.su

Дисциплинарные методы :: vuzlib.su

16
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Дисциплинарные методы

.

Дисциплинарные методы

В детской психологии нет области,
понимаемой более превратно, чем область дисциплины. И я полагаю, что в качестве
альтернативы взаимному манипулированию, к которому постоянно прибегают дети и
родители, следует выработать какую-то новую философию дисциплины.

Практику воспитания дисциплины можно
разделить на две большие категории. К первой относятся методы, для которых
характерна ориентация на контроль внешней деятельности ребенка, манипуляцию его
поведением; ко второй – методы, ориентированные на привитие ребенку неких
ценностей, которые станут для него внутренними руководящими принципами. В
последнем случае речь идет о самодисциплине.

Методы первой категории,
ориентированные на манипуляцию поведением, обязательно предполагают награду и
наказание. Даже в наше время многие родители из самых благих побуждений руководствуются
девизами вроде «Пожалеешь розгу – испортишь ребенка» или «Детей
нужно видеть, но не слышать». Эти типичные для себя фразы они подкрепляют
физическими или вербальными наказаниями – обидными словами, нелестными
сравнениями, лишением привилегий, отказом от общения и т.п.

Наказания служат тому, чтобы
прекратить то или иное поведение или проявление чувств. Они вызывают развитие
тревожности и провоцируют характерные для вытеснения невротические проявления.
Наказания нередко провоцируют ненависть к наказывающему, встречную агрессию и
чувство вины, которые в совокупности приводят к необходимости дальнейших
наказаний. В конце концов наказания порождают чувства незащищенности и
неполноценности. Дети, которых подвергают наказаниям, считают, что потеряли расположение
родителей, и это заставляет их испытывать еще большую неуверенность в себе. Они
считают себя плохими, неумехами, недостойными внимания и поневоле начинают
действовать в соответствии с такими представлениями о себе. То есть родители
своими «воспитательными воздействиями» добиваются обратного эффекта.

Дисциплинарные методы, основанные на
контроле поведения, предполагают, что наказание ведет к исправлению. Между тем
исследования психологии преступников показали, что наказание не предотвращает и
не останавливает асоциальное поведение, но только усиливает его причину.

Сегодня многие родители, все ближе
знакомясь с основными психологическими принципами, уже не удовлетворяются
манипулятивными методами воспитания. Они хотят, чтобы поведение их детей было
социально приемлемым, но не подрывало их физического и душевного здоровья.
Однако понимая, что их требования уважительного к себе отношения и послушания
нередко являются результатом их собственной неуверенности в себе, они не знают,
как добиться такого здорового адекватного поведения. «Что мы ни делаем,
они нас все равно не слушаются!» Родители не волне понимают, что
своенравие, упрямство и враждебность, выражаемые детьми в разумных пределах,
просто необходимы им для нормального эмоционального развития.

Если ребенок ощущает себя в кругу
семьи защищенным, полноценным и значимым, у родителей вряд ли возникнут
какие-то проблемы с его дисциплиной. Отмечая и принимая любые чувства ребенка,
родители удовлетворяют его потребность в понимании. И здесь мы подходим к
актуализационным методам дисциплины, ориентированным на воспитание чувств и
самоконтроль, а не на контроль действий ребенка и подавление его чувств.

Сложность «чувственного»
подхода к дисциплине состоит в том, что его невозможно свести к выполнению ряда
простых правил, нарушение которых влечет за собой наказание. Такая дисциплина
представляет собой нечто большее, нежели манипулирование чувствами и отношением
к происходящему. Ребенок здесь рассматривается не как автомат, в который можно
зарядить любую программу, а как живое существо со своими собственными
чувствами, правилами и правами, которые надлежит уважать. Чтобы успешно
разрешать проблемы дисциплины, родителю, нужно хорошо разбираться во взглядах и
чувствах своего ребенка. Если эмоциональный климат в доме благоприятный,
ребенок будет чувствовать себя в безопасности даже тогда, когда родители
действуют в отношении него достаточно твердо и ограничивают его деятельность
разумными рамками.

Ориентированный на чувства подход к
дисциплине предполагает способность различать и не смешивать личность ребенка и
его действия. Мать или отец могут быть недовольны тем, что сделал ребенок, но
это недовольство не должно отражаться на их чувствах к нему как к личности.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ