ГЛАВА 8 ИСЛАМ:ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ :: vuzlib.su

ГЛАВА 8 ИСЛАМ:ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ :: vuzlib.su

87
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


ГЛАВА 8 ИСЛАМ:ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ

.

ГЛАВА 8 ИСЛАМ:ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ

Ислам — третья и последняя из развитых монотеистических
религий. Она также возникла на Ближнем Востоке, своими корнями уходила в ту же
почву, питалась теми же идеями, основывалась на тех же культурных традициях,
что и христианство и иудаизм. Эта религиозная система с ее наиболее строгим и
завершенным, доведенным до предела монотеизмом сложилась на базе двух ее
предшественников, так что заимствования в плане не только общекультурном, но и
чисто теологическом, религиозно-культовом, ощутимы здесь на каждом шагу. Ими
наполнена священная книга мусульман — Коран. Они сказываются в символе веры, в
принципах культа, в мифологии, заповедях морали и т. п. И все же, несмотря на
это, исламу как мировой религии нельзя отказать в самобытности. Пусть даже в
философских поисках и решениях, в сфере религиозной доктрины ислам, возникший
сравнительно поздно, в основном ограничился заимствованием уже давно
апробированных идей. Много существенней для оценки роли и места этой религии
то, что в практике, в повседневном влиянии на жизнь людей, в колоссальном
воздействии на культуру и быт ряда народов Азии и Африки ислам не только имеет
свой неповторимый облик, но и весьма специфичен по характеру. Специфика эта
настолько велика и ощутима, что специалисты далеко не случайно говорят о «мире
ислама», об исламской (арабо-исламской) цивилизации.

Ислам сыграл огромную роль в истории и культуре не только
арабов, его первых и основных адептов, но и всех народов ближневосточного
региона, а также иранцев, тюрков, индийцев, индонезийцев, многих народов
Средней Азии, Кавказа, Поволжья, Балкан, значительной части населения Африки,
^.результате арабского завоевания и под прямым воздействием ислама складывались
не только судьбы народов, но и их культурные традиции, идейный багаж, нормы
быта и морали, мифопоэтические и эпические образы и предания, которые и сегодня
во многом определяют их жизнь. Конечно, покоренные арабами страны и народы сохраняли
и развивали собственные доисламские культурные традиции — и тем более это
относится к странам, куда ислам проник мирным путем. Однако на протяжении веков
почти абсолютного господства ислама доисламские традиции либо безвозвратно
уходили в прошлое, либо настолько преобразовывались, исламизировались, что
практически свелись лишь к национально-культурной специфике. Разумеется, эта
специфика весьма дорога каждому из народов исламского мира, так как отражает
его лицо и придает ему оригинальный собственный облик. И в этом смысле ее
нельзя недооценивать, считать чем-то второстепенным. Однако важно подчеркнуть,
что у любого из мусульманских народов она с лихвой перекрывается комплексом
норм и предписаний общего для всех них ислама.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ