КУЛЬТ СВЯТЫХ И ВАХХАБИТЫ :: vuzlib.su

КУЛЬТ СВЯТЫХ И ВАХХАБИТЫ :: vuzlib.su

7
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


КУЛЬТ СВЯТЫХ И ВАХХАБИТЫ

.

КУЛЬТ СВЯТЫХ И ВАХХАБИТЫ

Усилиями суфиев в исламе распространился культ святых, о
существовании которых не было и речи в годы жизни пророка, составления Корана
или хадисов Сунны. С расцветом суфизма и появлением многочисленных братств и
орденов с их шейхами, обладавшими абсолютным авторитетом и неограниченной
властью, склонными к видениям и экстатическим импульсам, стало считаться, что
именно эти религиозные лидеры являются носителями небесной благодати (барака),
способной передаваться от основателя ордена к его преемнику (чаще всего к сыну
или иному близкому родственнику) путем эманации. Не удивительно, что многие из
таких шейхов, особенно наиболее заслуженные, влиятельные и могущественные, прославившиеся
своими радениями и общением с Аллахом, еще при жизни почитались почти святыми,
а после смерти легко становились таковыми в глазах их последователей и прочих
правоверных. Имена их обрастали легендами, деяния приукрашивались и
превращались в чудодействия, а места захоронения (мазары) становились святыми
местами, объектом паломничества. Считалось, что гробницы таких святых обладают
чудодейственной силой, излечивающей и помогающей правоверным, поэтому на них
смотрели как на святилища, они превращались в объекты исступленного почитания.
Их посещение считалось богоугодным делом (в некоторых случаях два-три подобных
посещения приравнивались к хаджу).

Когда в XI в. усилиями главным образом аль-Газали
ортодоксальный суннизм несколько сблизился с умеренными течениями суфизма,
институт святых (вали) был признан и официальным каламом. Культ святых стал
быстро распространяться по всему исламскому миру, а в некоторых его районах,
как у берберов северной Африки, едва ли не оттеснил на задний план культ Аллаха
— настолько распространилось и заняло первостепенное место почитание святых и
их мазаров. Это нравилось не всем. Стремясь возвратить исламу его чистоту и
избавить его от самозванных святых, в XVIII в. аль-Ваххаб и его последователи
-ваххабиты, суровый аскетизм которых исключал любой культ (включая культ
пророка), стали выступать как против развлечений, так и против
посредников-духовников во взаимоотношениях мусульманина с Аллахом.

В чем-то, напоминая хариджитов, ваххабиты с новой энергией
выступили против всего, что противоречило их убеждениям, в частности против
святых мест, которых было особенно много в древней Аравии, зоне действия
ваххабитов. Выступив под лозунгом джихада и разгромив ряд аравийских городов,
включая Мекку (где был изуродован даже древний и священный для всех мусульман
камень Каабы), ваххабиты в начале XIX в. основали здесь эмират, потомки главы
которого, Сауда, правят в Саудовской Аравии и поныне. Ныне ваххабизм,
являющийся господствующим в Саудовской Аравии, стал более умеренным, а святыни
Аравии не только восстановлены, но и находятся под защитой и покровительством
саудоаравийских властей.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ