СЕКТЫ ШИИТОВ. ИСМАИЛИТЫ :: vuzlib.su

СЕКТЫ ШИИТОВ. ИСМАИЛИТЫ :: vuzlib.su

73
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


СЕКТЫ ШИИТОВ. ИСМАИЛИТЫ

.

СЕКТЫ ШИИТОВ. ИСМАИЛИТЫ

Имамитский шиитский ислам был той базой, на основе которой
на протяжении веков формировались остальные течения и секты. Как правило,
доктринальные расхождения между ними сводились к спору о количестве почитаемых
имамов, хотя нередко этот спор приводил и к более существенным изменениям в
догматике и принципах деятельности той или иной из шиитских сект.

Первый раскол среди шиитов произошел в VII в., когда после
мученической смерти Хусейна возник спор о четвертом имаме.

Группа шиитов во главе с Кайсаном провозгласила четвертым
имамом сводного брата Хусейна, сына Али от наложницы. Движение кайсанитов не
получило заметной поддержки и к XI в. прекратило свое существование. Следующий
раскол был связан с именем Зейда, которого его сторонники провозгласили пятым
имамом. Хотя в битве 740 г. с Омейядами Зейд был убит, его сторонники
образовали секту зейдитов, укрепившуюся на севере Ирана и просуществовавшую
около трех веков. Зейдиты были близки к мута-зилитам и хариджитам, выступали
против обожествления вождей и за право каждого благочестивого мусульманина
стать верховным имамом. В конце IX в. зейдиты обосновались в Йемене, где их
потомки обитают и ныне (на севере Ирана остатки зейдитов известны под именем
ноктавитов).

Наиболее крупный и значимый по последствиям раскол произошел
в середине VIII в., когда шестой имам шиитов Джафар лишил своего старшего сына
Исмаила права стать седьмым имамом в пользу другого своего сына. Несогласные с
этим решением шииты сплотились вокруг опального Исмаила и объявили его седьмым
имамом, что и положило начало созданию нового и — весьма своеобразного учения
исмаилитов. Исмаилизм — принципиально новое течение мысли в шиитском исламе,
многое заимствовавшее как у неоплатонизма (точнее, из орфико-пифагорейской
древнегреческой философии), так и из зороастризма с его культом священной
семерки и индийских учений о карме, перерождениях, Брахмане-Абсолюте.

Согласно учению исмаилитов, ипостасью Высшего Божества,
Аллаха, является Мировой Разум, обладающий всеми божественными атрибутами.
Проявление его в феноменально-чувственном мире — пророки, которых насчитывается
семь: Адам, Ной, Авраам, Моисей, Иисус, Мухаммед и Исмаил. Эманацией Мирового
Разума является Мировая Душа; она, в свою очередь, ответственна за создание
материи и жизни, включая человека. Проявление ее — семь имамов, толкователей
семи пророков. Соответственно числу пророков и имамов история тоже делится на
семь периодов, в процессе смены которых рее живое рождается и умирает по закону
перерождений. Цель существования у исмаилитов — достижение высшего знания
(аллегория знания -рай, невежества — ад). Достижение его ведет к спасению, что
равно возвращению к Мировому Разуму, т. е. к прекращению существования и
перерождении.

Сложное эзотерическое учение исмаилитов предполагало семь
степеней познания, причем высшие из них были доступны лишь немногим и окутаны
ореолом таинственности. Для подавляющего большинства исмаилитов суть учения
упрощенно сводилась к ожиданию Махди с его царством высшего истинного знания и
пути к спасению. На рубеже IX-X вв. этот исмаилитский Махди все более
определенно ассоциировался со скрытым имамом шиитов-имамитов, чем, в частности,
воспользовался некий Убейдаллах, который в начале Х в. выдал себя за Махди и
основал с помощью североафриканских берберов Фатимидский халифат,
просуществовавший с центром в Египте вплоть до 1171 г. Выдававшие себя за алидов, Убейдаллах и его потомки сыграли важную роль в укреплении и
развитии исмаилизма как влиятельного течения шиитской мысли. Течение это вскоре
тоже распалось на несколько сект, часть которых отличалась крайними, весьма
радикальными нормами поведения.

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ