ТЕОРИЯ ДЖАЙНИЗМА :: vuzlib.su

ТЕОРИЯ ДЖАЙНИЗМА :: vuzlib.su

8
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


ТЕОРИЯ ДЖАЙНИЗМА

.

ТЕОРИЯ ДЖАЙНИЗМА

Как и все древнеиндийские доктрины, учение джайнов исходило
из того, что дух, душа человека, безусловно, выше его материальной оболочки.
Достичь спасения (мокши) и тем более полного освобождения (нирваны) душа может
лишь в том случае, если она освободится от всего материального. При этом джайны
считают материей — правда, необычайно тонкой — и карму, воспринимая ее как
основу, своего рода липкую ткань, к которой прилипает вся остальная, более
грубая материя. С этой точки зрения мир, по учению джайнов, состоит из двух
вечных несоздаваемых и неисчезаемых категорий — дживы (душа, духовное начало,
активный агент сосуществования) и адживы (неживое, неодушевленное, материальное
начало). В своей изначально естественной форме джива совершенна; именно в этой
форме она являет собой тот идеал, к которому должен стремиться каждый джайн. Но
в феноменальном мире джива всегда связана с адживой. Соединяясь с грубой
материей посредством кармы, джива обретает кармическое тело и появляется в
форме живых существ, будь то растение, животное, человек или божество. В этой
иерархии высшее ключевое звено — человек, ибо только он в состоянии прекратить
действие закона кармы и достичь освобождения.

Итак, бесконечное количество джив находится в нескончаемом
процессе кругооборота живых тел, регулируемого кармой. Связи джив с кармой
сложны. Освободиться от кармы очень нелегко, ибо она не просто опутывает
каждого, но и притекает к нему вновь и вновь. Для объяснения процесса
взаимосвязи души с кармой джайнская теория предлагает сложную конструкцию, суть
которой сводится к тому, что изначальная карма, вредная и невредная, существует
вечно и передается от одного существа к другому при перерождениях и что к ней
постоянно притекает новая. Поэтому первая задача правоверного джайна — суметь
остановить этот приток. Чтобы добиться этого, нужно, следуя советам
наставника-гуру, получить необходимые познания и выработать нужные нормы
повседневного поведения. Но это только первый шаг. Следующий — добиться
истощения и отпадения оставшейся кармы, вначале вредной, вследствие чего
человек оказывается уже подготовленным к освобождению (его душа-джива подчиняет
себе материальное тело), а затем и всей остальной.

Резюмируя сказанное, можно заключить, что доктрина джайнов,
как то было свойственно и другим древнеиндийским религиям, интровертивна, т. е.
ориентирована на индивидуальный поиск спасения для каждого в отдельности:
человек, будучи суммой дживы и адживы, может достичь совершенства посредством
личных усилий, направленных на избавление от адживы. В этом доктрина джайнов,
если не вдаваться в детали вроде материальности кармы, не была оригинальной.
Оригинальность ее начинается с поиска и определения путей: кто, как и каким
образом может достичь конечной цели. В брахманизме, как упоминалось, путем к
достижению аналогичной цели была аскеза, тапас, своего рода путь богов,
следование по которому могло придать отшельнику почти божественную силу. Тапас
сводился к изнурению тела, к умерщвлению в себе всего материального. В
джайнизме всего этого было уже мало. Выдвижение на передний план кармы и задача
избавления от нее в рамках доктрины джайнов требовали неимоверного увеличения
усилий за счет значительно более жестких ограничений социально-этического
порядка.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ