УЧЕНИЕ БУДДЫ :: vuzlib.su

УЧЕНИЕ БУДДЫ :: vuzlib.su

6
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


УЧЕНИЕ БУДДЫ

.

УЧЕНИЕ БУДДЫ

Жизнь есть страдание. Рождение и старение, болезнь и смерть,
разлука с любимым и союз с нелюбимым, недостигнутая цель и неудовлетворенное
желание — все это страдание. Страдание происходит от жажды бытия, наслаждений,
созидания, власти, вечной жизни и т. п. Уничтожить эту ненасытную жажду,
отказаться от желаний, отрешиться от земной суетности — вот путь к уничтожению
страданий. Именно в конце этого пути лежит полное освобождение, нирвана.

Развивая свое учение, Будда разработал подробный так
называемый восьмиступенный путь, метод постижения истины и приближения к
нирване: 1. Праведная вера (следует поверить Будде, что мир полон скорби и
страданий и что необходимо подавлять в себе страсти); 2. Праведная решимость
(следует твердо определить свой путь, ограничить свои страсти и стремления); 3.
Праведная речь (следует следить за своими словами, дабы они не вели ко злу —
речь должна быть правдивой, доброжелательной); 4. Праведные дела (следует
избегать недобродетельных поступков, сдерживаться и делать добрые дела); 5.
Праведная жизнь (следует вести жизнь достойную, не принося вреда живому); 6.
Праведная мысль (следует следить за направлением своих мыслей, гнать все злое и
настраиваться на доброе); 7. Праведные помыслы (следует уяснить, что зло — от
нашей плоти); 8. Праведное созерцание (следует постоянно и терпеливо
тренироваться, достигать умения сосредоточиваться, созерцать, углубляться в
поисках истины).

Учение Будды во многом следовало тем принципам и практике
отхода от всего материального, стремления к слиянию духовного начала с
Абсолютом в поисках освобождения (мокши), которые к середине I тысячелетия до
н. э. были уже основательно разработаны и широко известны в Индии. Однако в
буддизме было и нечто новое. Так, исстрадавшимся людям не могло не импонировать
учение о том, что наша жизнь — страдание (аналогичный тезис, как известно, в
немалой степени обеспечил успех и раннему христианству) и что все страдания
проистекают от страстей и желаний. Умерь свои страсти, будь добрым и
благожелательным — и это перед каждым (а не только перед посвященными
брахманами, как в брахманизме) откроет путь к истине, а при условии длительных
дальнейших усилий в этом направлении — к конечной цели буддизма, нирване.
Неудивительно, что проповедь Будды имела успех.

Учение нового пророка стало быстро распространяться. Как
красочно повествует легенда, путь Будды был триумфальным шествием: все новые
группы аскетов во главе со своими учителями отказывались от самоистязаний и шли
в число последователей Будды. Раскаявшиеся богатые блудницы падали к его ногам,
даря ему свои роскошные дворцы. Бледные юноши с горящими глазами приходили к
нему со всех концов страны, прося стать их наставником. Даже многие известные
брахманы отказывались от своего учения и становились в число проповедников
буддизма. Словом, число последователей буддизма нарастало, как снежный ком, и в
короткий срок, согласно легенде, это учение стало наиболее влиятельным и
популярным в древней Индии.

Легендарные предания обычно не жалеют красок, но в них, как
правило, отражена и реальная действительность. Если исторических данных об
успехах буддизма в VI-V вв. до н. э. практически нет, то широкое
распространение этого учения в IV-III вв. до н. э. фиксируется в различных
памятниках прошлого. Источники свидетельствуют, в частности, что в середине I
тысячелетия до н. э. в древней Индии существовало много отшельников-шраманов,
выступавших в качестве пророков и проповедников и относившихся чаще всего к
представителям неортодоксальных течений, которые отвергали авторитет вед и
брахманов. Учения одних из таких шраманов могли вести к крайностям аскезы и
породить джайнизм, учения других могли быть более умеренными, приобретать
выраженный этический акцент и оказаться со временем истоком той доктрины,
которая получила наименование буддизма. Ранние буддисты были, видимо, лишь
одной из многих соперничавших в те века сект неортодоксального направления.
Однако с течением времени их число и влияние возрастало.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ