ГОВИНД ИХАЛЬСА :: vuzlib.su

ГОВИНД ИХАЛЬСА :: vuzlib.su

92
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


ГОВИНД ИХАЛЬСА

.

ГОВИНД ИХАЛЬСА

С именем Говинда связаны коренная реорганизация сикхских
общин и превращение сикхов в мощную политическую и военную силу. Став во главе
сикхов в трудное для них время, Говинд приступил к решительным действиям.
Собрав в 1699 г. в дни большого праздника вокруг себя десятки тысяч своих
последователей, он призвал всех их поклясться в верности и быть готовыми отдать
жизнь за общее дело. Так была создана боевая дружина сикхов, их новая военная
организация — хальса. Вступавшие в хальсу (а это были все сикхи, способные носить
оружие) вместе с клятвой верности прибавляли к своему имени слово «сингх»
(«лев» — это слово и поныне входит в имя сикха, что позволяет легко отличить
его, хотя иногда такое имя носят и другие индийцы), а обряд их посвящения
включал в себя правило пяти «к»: 1. Не стричься и носить бороду (кеш); 2.
Носить короткие и удобные для сражений брюки (качх); 3. Носить в пучке волос
гребень (кангха); 4. Иметь короткий меч-кинжал (кир-пан); 5. Носить боевой
стальной браслет (канкан).

Сикхская хальса стала грозной военной силой, и сикхи начали
войну за создание собственного государства. Хотя Говинд в 1708 г. был убит, его последователи стали добиваться определенных успехов. Уже в середине XVIII в.
хальса объединяла 11 больших корпусов-мисалов, каждый из которых базировался на
соответствующей территории и чаще всего именовался по имени своего вождя.
Мисалы вскоре превратились во влиятельные полуавтономные сикхские княжества,
славившиеся прежде всего своей военной силой. Они вели активную и небезуспешную
борьбу с неоднократно совершавшим походы в Индию Ахмат-шахом афганским,
основателем империи Дуррани, а после смерти Ахмат-шаха — с его наследниками. В
конце XVIII в. создались благоприятные условия для объединения сил сикхов, что
и было достигнуто вождем одного из мисалов — Ранджитом Сингхом, создавшим в
Пенджабе независимое сикхское государство со столицей в Лахоре. Это государство
просуществовало недолго: столкновения с англичанами привели в 1849 г. к ликвидации его независимости. Но память о существовании независимого государства не
исчезла. Более того, с течением времени и особенно в наши дни она все чаще
давала и дает о себе знать.

Во второй половине XIX в. сикхи стали заметно
эволюционировать в сторону индуизма: в их среде все чаще начал практиковаться
запрещенный в свое время гуру Нанаком обычай сати, в гурдварах стали появляться
столь типичные для индуистских храмов идолы божеств, а религиозный ритуал стал
сближаться с богослужением в индуистских храмах. Однако этот процесс,
символизировавший сближение сикхов с индуистской Индией, не зашел слишком
далеко. Этому помешало встречное движение ряда сикхских сект, вожди которых
ставили своей целью возврат к простоте и чистоте времен Нанака. Сектанты резко
осуждали попытки возврата сикхов к кастовому неравенству, одновременно
отстаивая такие чисто индийские принципы, как ненасилие и непротивление злу
насилием.

Не в последнюю очередь под воздействием сектантского
протеста настроение сикхов в целом начало изменяться. В конце XIX в. они стали
сплачиваться под популярным лозунгом «Мы не индусы!», а выразителем
соответствующих идей стала сикхская ассоциация «Сингх сабха» во главе с ее
центральным советом, начавшим издавать газеты и журналы, литературу для сикхов.
Именно эта ассоциация на рубеже XIX-XX вц. выступила за реформу системы
руководства храмами-гурдварами. Доходы этих храмов после начала английского
господства в Пенджабе стали фактически присваиваться настоятелями храмов —
махантами, которых англичане стали считать владельцами храмового имущества и
его доходов. Сикхи, До того обладавшие правом выбора махантов, были недовольны
сложившимся положением, особенно в связи с тем, что подавляющее большинство
махантов принадлежало к числу сторонников сближения с индуизмом.

Движение за реформу управления гурдварами развивалось в пользу
ассоциации, что придавало новые силы сторонникам идеи самобытности сикхов и
борьбы за административную автономию и даже политическую самостоятельность.
Стали возникать политические партии, в 1919 г. в Амритсаре был созван съезд сикхов, лидеры которого вскоре начали издавать газету «Акали». Движение «Акали»
возглавило выступления против англичан и махантов. На втором съезде сикхов, в 1920 г., был создан корпус волонтеров «Акали дал» (армия акали). «Акали» довело до конца борьбу за
реформу управления гурдварами и в 1925 г. новый закон о гурдварах вошел в силу. После этого отряды «Акали дал» были распущены, но движение «Акали» все
набирало силу, и уже в 1944 г. некоторые его лидеры стали требовать создания
«Сикхистана» в ходе переустройства британской Индии. После возникновения
республики вопрос о Пенджабе на долгое время превратился в острую
внутриполитическую проблему.

Как известно, в наши дни острота этой проблемы не
уменьшилась. Хотя ныне сикхи имеют уже собственный штат в пределах Пенджаба,
наиболее энергичные из сепаратистов, включая отдельные группы экстремистов и
террористов, вновь объединившихся в отряды «Акали дал», ведут дело к обострению
политической ситуации в Пенджабе, не говоря уже о том, что сикхские
эмигрантские группировки вынашивают идею создания собственного независимого
государства «Халистан» на территории Индии. Сепаратистстские настроения и
жесткая дисциплина сикхов как этноконфессиональной общности поражают
воображение. Нельзя в качестве примера не упомянуть о том, что в убийстве Индиры
Ганди оказались виновны сикхи из числа ее телохранителей, которым она абсолютно
доверяла.

В заключение можно сказать, что сикхи вплоть до наших дней
являют собой одну из наиболее заметных и активных этноконфессиональных
общностей Индии. Вобрав в себя воинственность и строгую организацию ислама,
фанатизм фидаинов, сикхские воины оказались едва ли не лучшими солдатами Индии.
Поэтому неудивительно, что именно сикхов чаще всего использовали там, где
необходимы твердость, храбрость, бесстрашие, в том числе в охране
президентского дворца и правительственных резиденций. Сикхи в Индии всегда
пользовались уважением и нередко внушали страх — особенно так называемые
ниханги, «воины смерти», готовые, по примеру фидаинов, без колебаний отдать
жизнь по приказу командира во имя великой цели. Словом, сикхи с их
обязательными тюрбанами на голове, под которыми аккуратно уложены их
нестриженые волосы с воткнутым в них гребнем, — это неотъемлемая
принадлежность, одна из характернейших примет современной Индии.

Религией основной части Индии был и ныне остается индуизм.
Однако он уже не тот, что был тысячелетие-два тому назад. За долгие века своего
существования индуизм претерпел немало изменений, в том числе и под
воздействием ислама, а затем в еще большей степени — под влиянием проникшей в
Индию вместе с англичанами европейской культуры, христианских и иных идей и
учений.

Эти влияния способствовали появлению тенденции к
модернизации и реформам, что нашло свое отражение прежде всего в попытках
реформации индуизма. Первая попытка модернизации индуизма связана с именем Рам
Мохан Роя (1722-1833) — великого индо-бенгальского мыслителя и просветителя.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ