РАМ МОХАН РОЙ И «БРАХМО САМАДЖ» :: vuzlib.su

РАМ МОХАН РОЙ И «БРАХМО САМАДЖ» :: vuzlib.su

116
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


РАМ МОХАН РОЙ И «БРАХМО САМАДЖ»

.

РАМ МОХАН РОЙ И «БРАХМО САМАДЖ»

Выходец из богатой бенгальской семьи, аристократ (раджа) Рам
Мохан Рой окончил высшую мусульманскую школу в Патне и благодаря своим
блестящим способностям овладел рядом языков (английским, арабским, персидским,
древнегреческим, латинским, древнееврейским, санскритом и др.). Сочетание
традиционной индийской индуистской культуры с хорошим исламским образованием и
знакомство с европейской культурой, как древней, так и современной ему,
позволили Рою стать одним из первых в Индии ученых современного типа с широким
кругозором и огромной эрудицией, с исключительной возможностью сравнительно
изучать религии и цивилизации мира. Это изучение и сопоставление культур лесли
в основу научных исследований и практической реформаторской деятельности Роя.
Он был основателем первых в Индии национальных газет и светских школ-колледжей;
его считают родоначальником современной бенгальской прозы. Рой резко выступил
против ряда устаревших и косных» обычаев индуизма — системы каст, сати,
ранних браков; он выдвинул идею единого Бога, истолковав в монотеистическом
духе древние тексты упанишад о высшем Абсолюте, Брахмане и кое в чем сблизив
это толкование с монотеистическими идеями ислама и христианства.

Объединив вокруг себя немалое число сторонников и
последователей, Рам Мохан Рой в 1828 г. образовал «Брахмо самадж» -общество
Брахмы, единого Бога, в поклонении которому должны были слиться все религиозные
потоки Индии, включая ислам и христианство. Богатые и влиятельные брахманы,
составлявшие ядро членов этого общества, давали клятву не поклоняться идолам и
изучали те тексты упанишад, исполняли те гимны в честь единого Бога, которые
способствовали укреплению монотеистических тенденций.

После смерти Роя во главе общества стали представители
бенгальской семьи Тагоров. Среди них выделялся своей активностью Дебендранат,
отец знаменитого Рабиндраната. Дебенд-ранат Тагор усилил натурфилософский
акцент учения — в ущерб ведам, наполненным политеизмом. В 60-х годах XIX в. к
руководству обществом пришел Кешабчондро Сен, проведший ряд важных реформ, и, в
частности, активно пропагандировавший межкастовые браки, широкое образование и
право вступать в члены общества для женщин. Этот радикализм привел к расколу
общества на две группы — старую («Ади Брахмо самадж») и новую («Индийский
Брахмо самадж») во главе с Сеном, активность которого еще более возросла,
вплоть до того, что его стали обожествлять, считать кем-то вроде пророка новой
церкви. После смерти Сена в 1884 г. влияние общества ослабло, но деятельность
его продолжалась и ощущается даже в наши дни.

«Брахмо самадж» не было массовым обществом (число членов его
никогда не превышало 10 тыс.) и ограничивало свою деятельность в основном
Бенгалией. Однако влияние этого общества в деле реформации индуизма было
немалым: под его воздействием английская администрация издала законы против
сати, о разрешении гражданских межкастовых браков, замужества вдов и др. Члены
общества основывали школы и колледжи, издавали газеты и книги, читали лекции,
проводили дискуссии, и все это оказывало немалое воздействие на развитие
общественной мысли, на постепенную эволюцию и трансформацию древних индуистских
религиозно-культурных традиций, на воспитание новых поколений индийцев, уже
подготовленных к дальнейшим этапам преобразования страны.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ