НЕОИНДУИЗМ И СОВРЕМЕННОСТЬ :: vuzlib.su

НЕОИНДУИЗМ И СОВРЕМЕННОСТЬ :: vuzlib.su

124
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


НЕОИНДУИЗМ И СОВРЕМЕННОСТЬ

.

НЕОИНДУИЗМ И СОВРЕМЕННОСТЬ

В складывавшемся на этой основе неоиндуизме в XX в. стали
различаться разные направления и течения. С одной стороны, это было движение за
более или менее прогрессивные преобразования и приспособление традиций индуизма
к современности. С другой — причем именно в качестве реакции на многие
прогрессивные перемены — стали усиливаться консервативные, даже реакционные
религиозные течения, лидеры которых делали открытую ставку на возрождение
национальной традиции в ее наиболее рафинированном виде, включая строгость
системы каст, сати и т. п. Сила этой консервативной традиции со всей
очевидностью показала себя после обретения Индией независимости и
спровоцированных англичанами индо-мусульманских столкновений, сыгравших немалую
роль в возрождении реакционных традиций индуизма.

Связь индуизма с национальными традициями обусловила и
некоторые формы национально-освободительной борьбы, как, например, движение за
гражданское неповиновение, борьбу под лозунгом «свараджа» («своего правления»).
Лозунг «сварадж» был особенно популярен. Выдвинутый Даянандой, он был активно
поддержан М. Ганди (1869-1948) и стал одной из основ борьбы за независимость
Индии. Лидеры этого движения, в первую очередь М. Ганди, видели в религии
могучее средство борьбы за достижение политических целей.

Ганди глубоко чтил религиозные принципы и традиции Индии.
Однако религиозность не была главным в его деятельности. Резко выступая против
реакционных пережитков индуизма, против системы кастовых привилегий, за
равноправие женщин, право на замужество для вдов и т. п., Ганди умело брал из
индуизма то, что способствовало достижению прогрессивных политических целей,
укрепляло и объединяло всех индийцев перед лицом колонизаторов. Даже основной
принцип его политики, восходивший к устоям индуизма, — ненасилие — в трактовке
Ганди имел достаточно активное звучание и сыграл, как известно, заметную роль в
успехах национально-освободительного движения в Индии.

Преемник Ганди на посту признанного лидера индийского
национально-освободительного движения Джавахарлал Неру (1889-1964) не был
человеком религиозным. Он был одним из тех современных политических деятелей
стран Азии, чье имя и деятельность навсегда связаны с борьбой развивающихся
стран за национальное освобождение и прогрессивные преобразования. Однако и в
его политической практике индуизм и отношение к нему не могли не играть весьма
существенной роли. И это вполне понятно, ибо индуизм для Индии не столько
религия, сколько культурная традиция, образ жизни страны и народа. Неру часто
оперировал таким понятием, как «национальный дух», он придавал большое значение
«духовным традициям» «староиндийского идеала», который оставался фундаментом
Индии.

Религиозные традиции, и особенно традиции индуизма, играют
огромную роль и в современной политической жизни Индии, когда
противоборствующие силы на политической арене нередко апеллируют к различным
сторонам национальной культуры. Наиболее реакционные силы пытаются возродить
самые отсталые и консервативные стороны индуистской традиции. Более умеренные
опираются на реформированный индуизм, который в различных формах неоиндуизма,
модернизированного и упрощенного в своей обрядовой практике, ныне занимает
видное место в современной религиозно-культурной жизни Индии.

Для полноты картины необходимо заметить, что не только
индуизм, но и джайнизм, сикхизм, несколько оживившийся за последние десятилетия
буддизм (множество бежавших от китайских коммунистов буддистов Тибета во главе
с Далай-ламой осело в районе Гималаев), во многом сохранивший свои позиции в
Индии ислам, сильно укрепившееся усилиями англичан в Индии христианство, а
также другие религии, как, например, уцелевший после исламизации Ирана
зороастризм (в форме религии мигрировавших в западную Индию из Ирана в VII-Х
вв. парсов), составляют ныне довольно пеструю картину религиозной жизни
современной Индии. Все эти религии в целом достаточно непротиворечиво
вписываются в социально-культурную структуру страны, так что основные
противоречия встречаются не столько в форме религиозных распрей
(индо-мусульманского антагонизма), сколько в виде противостояния консервативных
традиций, на которые делает ставку реакция, более прогрессивным, современным,
модернизированным сторонам религиозного прошлого, поддерживаемым официальным
законодательством и политической администрацией современной Индии.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ