КОНФУЦИАНСТВО В ЯПОНИИ :: vuzlib.su

КОНФУЦИАНСТВО В ЯПОНИИ :: vuzlib.su

109
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


КОНФУЦИАНСТВО В ЯПОНИИ

.

КОНФУЦИАНСТВО В ЯПОНИИ

Японская культура отлична от китайско-конфуцианской и еще в
одном аспекте. Если в Китае почти абсолютно господствовал конформизм, имевший
лишь слабые отдушины в виде даосизма и буддизма, то в Японии он был значительно
слабее. За индивидом предполагалось право решать, определять и быть преданным
той идее и тому патрону, которые им самим избраны. Правда, выбор делался обычно
лишь раз — за этим вступала в силу практика верности до гроба и готовности
умереть за идею или господина. Но право выбора (пусть однократного, не для веех
и не всегда!) в принципе все-таки существовало.

Более близка китайско-конфуцианской японская традиция в
сфере культа предков и генеалогического древа. Конечно, той глубины этого
культа, какая была в Китае, Япония не знала. Однако культивировавшиеся в среде
самураев доблести и достоинства во многом были связаны с их происхождением
(черта, более сближающая самураев с европейским рыцарством, чем с китайскими
нормами культа предков), а это, в свою очередь, требовало поддержания генеалогического
древа и почитания в соответствии с нормами синтоизма покойных предков. И здесь,
безусловно, китайская конфуцианская традиция оказала свое воздействие.

Это, равно как и общая тенденция культурных заимствований из
Китая, сыграло свою роль в том, что в Японии со временем получило немалое
развитие конфуцианство. Но произошло это не сразу.

История конфуцианства в Японии (как, впрочем, и даосизма)
восходит к раннему этапу развития японской цивилизации и государственности.
Мигранты с материка, китайцы и корейцы, привозили с собой не только
конфуцианские тексты, но и соответствующие им нормы конфуцианской морали и
образа жизни, равно как и многие элементы даосизма, оказавшего воздействие на
формирование синтоизма. Правда, даосизм в Японии не укрепился, хотя и оказал
определенное влияние на некоторые стороны образа жизни и религиозной практики
японцев. В частности, в Японии получили распространение принципы даосской
защитительной магии с ее заклинаниями, оберегами, талисманами и т. п. (яп.
кондзю), практика гаданий и предсказаний (бокусо-кикке) и различные приемы и
принципы китайской медицины. Но господствовавший в Японии буддизм отнесся к
даосизму, как и к конфуцианству, достаточно настороженно (более благожелательно
элементы даосизма были восприняты структурно родственным ему синтоизмом).
Конфуцианство в Японии, однако, в отличие от даосизма, дождалось лучших времен.

С XVII в., когда сегуны из клана Токугава (1603-1867) сумели
пресечь децентрализаторские тенденции японских феодалов и железной рукой вновь
объединить страну под своей властью, когда руководимая ими буддийская церковь
превратилась в низовую административную базу для удержания населения в
повиновении, сложилась благоприятная обстановка для интенсивного проникновения
конфуцианства в Японию. Сегуны рассчитывали на то, что реформированное Чжу Си
неоконфуцианство сумеет дать им в руки дополнительную возможность укрепить свою
власть. Конфуцианские идеалы преданности власть имущему, почитания старших и
неизменного сохранения статус-кво казались подходящими для этого. Усилиями ряда
проповедников чжусианское неоконфуцианство стало быстро распространяться в
Японии.

Методы некоторых из проповедников заслуживают внимания.
Интересен в этом плане, например, Ямадзаки Ансаи (1618-1682). Отданный на
воспитание в монастырь, он, проявив строптивость, оказался перед перспективой
быть изгнанным. Пригрозив, что подожжет монастырь, он напугал настоятеля и был
оставлен. Когда Ямадзаки вырос, остепенился и, успешно овладев основами
буддизма, стал монахом, он познакомился с конфуцианскими текстами. Учение
Конфуция в чжусианской трактовке показалось ему истиной, и Ямадзаки стал
активно проповедовать идеи конфуцианства, пытаясь сочетать заповеди Конфуция и
Мэн-цзы с духом самурайского патриотизма и с нормами древнего синтоизма.
Типично в стиле дзэнских мастеров он ставил перед своими учениками задачу-коан:
в Японию вторглось китайское войско во главе с Конфуцием и Мэн-цзы. Как бы вы
поступили? Пораженные ученики молчат: воспитанные в духе патриотизма, они
понимают необходимость дать отпор. Но кому? Конфуцию?! Ответ Ямадзаки прост и
поучителен: вы идете в. бой, одолеваете врага и берете в плен Конфуция и
Мэн-цзы, которым после пленения отдаете все полагающиеся им как великим
мудрецам почести. Таким образом, соблюдены нормы патриотизма и оказано
глубочайшее уважение этим мудрецам.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ