КОНФУЦИАНСТВО И СИНТОИЗМ :: vuzlib.su

КОНФУЦИАНСТВО И СИНТОИЗМ :: vuzlib.su

72
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


КОНФУЦИАНСТВО И СИНТОИЗМ

.

КОНФУЦИАНСТВО И СИНТОИЗМ

Ямадзаки Ансаи, как и другие японские конфуцианцы, стремился
сочетать конфуцианские принципы с нормами синтоизма. Он выдвинул теорию,
согласно которой неоконфуцианское ли (не старое ли Конфуция, т. е. церемонии,
ритуал, а иное, неоконфуцианское — великий принцип, всеобщий порядок) — это и
есть та божественная сила природы, которая проявляет себя через посредство всех
традиционных «восьми миллионов» синтоистских ками во главе с великой Аматэрасу.
Толчок в сторону сближения неоконфуцианства с синтоизмом имел в условиях
XVIII-XIX вв. немалый политический смысл. Культ древности и великих идеалов
прошлого, изучения истории Японии, истоков ее культуры способствовали
своеобразному возрождению синтоизма, укреплению его норм во всех сословиях, и
прежде всего в самурайстве с его склонностью к идеям велияия предков и
преданности господину. Постепенно этот культ, переработанный сквозь призму
конфуцианского отношения к правителю, к государю, все более определенно стал
относиться именно к японскому императору -прямому потомку великой Аматэрасу,
единственному законному правителю Японии.

Показательно, что под этим углом зрения переосмысливалось и
само конфуцианство. Краеугольным камнем его доктрины был, например, тезис о
гэ-мин — перемене мандата, владение которым находилось в прямой зависимости от
степени добродетельности императора и смена которого освящала характерный для
истории Китая принцип сменяемости династий. В Японии, где императорская
династия была лишь одна и где принцип преданности господину был возведен в ранг
наивысшей добродетели, тезис о гэ-мин оказался неприемлем. Здесь даже возникла
легенда, согласно которой любой корабль, перевозивший из Китая в Японию текст
трактата «Мэн-цзы» (в нем с наибольшей полнотой был сформулирован принцип
добродетельности государя, включавший право народа выступить против
недобродетельного правителя и свергнуть его), неизменно терпел крушение. Боги
не желали осквернять японскую землю подобными идеями!

С конца XVIII в. в Японии все заметней усиливался культ
императора. В противовес поддерживавшемуся сегунами буддизму многие феодалы
проводили реформы, способствовавшие ограничению влияния буддийских храмов и
упрочению норм синтоизма, проимператорские тенденции которого были теперь
сильно укреплены идеями и концепциями неоконфуцианства. Власть сегунов и
влияние буддизма в стране ослабевали.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ