СЕКТА СОКА-ГАККАЙ :: vuzlib.su

СЕКТА СОКА-ГАККАЙ :: vuzlib.su

64
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


СЕКТА СОКА-ГАККАЙ

.

СЕКТА СОКА-ГАККАЙ

Формально эта секта, основанная в 1930 г. на базе учения школы Нитирэн, может считаться буддийской. Однако на деле она, как и
подавляющее большинство новых сект и учений религиозного толка в Японии, —
доктрина, синтетически переработавшая в себе нормы синтоистской морали и
японского образа жизни, заповеди и догматы буддизма и даже некоторые принципы
конфуцианства. Сока-гаккай — это в некотором смысле символ религиозных норм и
религиозно-культурных традиций в современной Японии. А поскольку именно эта
секта приобрела за последние годы в стране наибольшее влияние, на ее примере
можно проследить, как трансформируются и приспособляются древние восточные
религии к условиям высокоразвитого индустриального общества с его изменившимся
образом жизни, иными формами социальной структуры, духовного общения и т. п.

Религиозно-культовая основа секты (особенно после того, как
ее ритуальным центром стал главный храм ортодоксального направления школы
Нитирэн — Тайсэкидзи) опирается на священную мандалу этого храма. Мандала,
графическое начертание и символика которой принадлежат, по преданию, самому
Ни-тирэну, считается обладающей чудодейственной силой: если иметь при себе
копию мандалы и произнести соответствующее заклинание, — это вернейший способ
обеспечить спасение, просветление и даже земное процветание. Массовые службы в
храме Тайсэкидзи, когда толпы сторонников секты в многоголосом хоре произносят
заклинание, сопровождая его шуршанием четок (с их помощью фиксируется
количество произнесенных заклинаний), производят весьма яркое впечатление и
являются своего рода кульминацией ритуально-культового единства членов секты.
Приобщение к святости и сверхъестественным возможностям вне этих действий
совершается с помощью широко распродаваемых в храме копий мандалы: каждая
семья, обладающая копией, почти автоматически зачисляется в члены секты. На
этом ритуальная сторона деятельности секты практически заканчивается — ни
радений, ни исступленных молитв, ни отдачи себя божеству или стремления слиться
с ним в Сока-гаккай, как и в других современных японских сектах, нет. В
остальных своих проявлениях это весьма светская и вполне земная, посюсторонняя
организация, ставящая своей целью объединить страждущих и сплотить их под
знаменем несколько утопической идеи «третьей цивилизации».

Сторонники и активисты секты очень упорны и настойчивы в стремлении
обратить максимальное количество людей в свою веру. Они ищут тех, кто
споткнулся в жизни, кто не уверен в себе, кому не удалось достичь цели, кто
попал в беду и т. д. В этом сторонники секты не оригинальны: любая религиозная
группа спешит дать утешение прежде всего тем, кто острее других в нем
нуждается. Агитация секты, забота и помощь

активистов общества, заинтересованных в приобретении новых
членов, делают свое дело — люди вступают в Сока-гаккай. Вербовщики же
оцениваются по результатам их рвения: престиж их и место в обществе зависят от
количества приобщенных ими к секте неофитов.

С усилением влияния секты к нвй стали тянуться многие,
включая молодежь, так что ныне Сока-гаккай превратилась в мощную и влиятельную
организацию. Хотя генетически и внешне она является прежде всего религиозной
сектой, на деле это сейчас уже серьезная политическая и социально-культурная
сила, которая чутко реагирует на быстро меняющиеся потребности и запросы
общества. Одну программу она предлагает ищущей молодежи, другую — стремящимся к
спортивным успехам, третью -людям искусства, творческой интеллигенции,
четвертую — политикам, социальным реформаторам.

Секта строго организована с соблюдением замещения по
конкурсу должностей в системе централизованной иерархии. Любой желающий, сдав
серьезный экзамен, имеет шансы стать ассистентом; следующая степень — помощник
преподавателя; далее -преподаватель, помощник доцента, доцент, помощник
профессора, профессор. Невзирая на академическую терминологию, иерархия
достаточно жестка. Вся власть сосредоточена в руках небольшой группы высшего
руководства («профессоров»), нередко проявляющей идущую еще от Нитирэна
нетерпимость к соперничающим идеологическим течениям. Сока-гаккай имеет
собственную политическую партию Комэйто, располагающую в парламенте десятками
депутатов. В настоящее время политическая и социальная активность секты
направлена в сторону борьбы за удовлетворение требований масс городского
населения, за демократические преобразования и ориентирована на высшие идеалы
мира, гуманизма, возрождение духа и т. п., что подчас приводит ее к союзу с
левыми силами.

Кроме Сока-гаккай в современной Японии есть и иные секты,
крупные и мелкие, располагающие миллионами членов. И хотя членство это не
определяет поведения японца полностью, оно все же ориентирует его, и в этом —
серьезное влияние сект на жизнь страны.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ