ИСТОКИ ЛАМАИЗМА. ТАНТРИЗМ :: vuzlib.su

ИСТОКИ ЛАМАИЗМА. ТАНТРИЗМ :: vuzlib.su

82
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


ИСТОКИ ЛАМАИЗМА. ТАНТРИЗМ

.

ИСТОКИ ЛАМАИЗМА. ТАНТРИЗМ

Доктринальной основой ламаизма (от тиб. «лама» — высший, т.
е. адепт учения, монах) является, как упоминалось, буддизм. Однако, поскольку
предшественником буддизма в Тибете была местная религия бон (бон-no) с ее
преимущественно анимистическим культом божеств, духов и сил природы, складывавшаяся
на этой первичной основе новая модификация буддизма — ламаизм — впитала в себя
немало от этого первоисточника. Это, в частности, хорошо видно при знакомстве с
ламаистским пантеоном и различными культами, часть которых восходит к
примитивным шаманским верованиям древних тибетцев и монголов. Что же касается
доктрин буддизма, то необходимо заметить, что формировавшийся в позднем
средневековье (VII-XV вв.) ламаизм явился своего рода синтезом едва ли не всех
основных его направлений, включая не только Хинаяну и различные школы-секты
Махаяны, но также и тант-рийскую Ваджраяну («алмазную колесницу»).

Истоки тантризма восходят к древним культам плодородия и
соответствующим обрядам. Стимулированные древнеиндийскими поисками спасения,
мокши и нирваны, древние обряды и культы под воздействием брахманизма и раннего
буддизма приобрели иной облик и иную целенаправленность. Возникло учение Дарани
— тантризм, который сыграл существенную роль в становлении как индуизма, так и
ламаизма. В индуизме тантризм проявился в форме шиваизма. Тантризм буддийский,
оформившийся как самостоятельное течение в буддизме примерно в середине I
тысячелетия н. э., имел более разработанную философскую основу. Именно в
буддийской тантре.была введена в широкий обиход мандала — своеобразная
графическая диаграмма Вселенной, насыщенная магическими знаками и символами,
имевшая множество вариантов и модификаций. К числу философских основ буддийской
тантры следует отнести и Калачакру, «Колесо времени», в рамках которого
60-летний звериный цикл символизирует кругооборот человека в кармическом мире
сансары.

Однако главное в буддийской тантре, — как, впрочем, и в
индуистской, — не философия, а практика, т. е. та мистика и магия, которыми
обрамлялись все акции ее последователей. Мистико-магические основы тантры
выявляются в двух аспектах: в медитации и в грубых магических обрядах, включая
и сексуальную практику. Что касается медитации, то специфика тантризма
проявляет себя здесь в глубокой интимности обряда, в детальном следовании тем
тайным поучениям и рекомендациям, которые неофит получает в процессе его
длительного личного контакта с учителем, гуру или ламой. Обряды, включая
ритуальное общение полов с целью приобретения мудрости-праджни, воспринимаемой
в Ваджраяне в качестве женского соответствия будды и боди-сатвы, порой
сводились к имитации либо символическому использованию этих приемов. В
последнем случае речь идет о заклина-ниях-мантрах или символических
изображениях типа янтры и мандалы, насыщенных текстами, формулами, диаграммами,
которые содержат в себе все тот же магический смысл.

Тантризм оказал огромное влияние на ламаизм. В определенном
смысле можно сказать, что едва ли не вся специфика ламаизма, многие его культы
и обряды возникли в первую очередь на основе буддийского тантризма. Что же касается
его философии, то в рамках позднего ламаизма были синтезированы многие течения
буддийской мысли, что и сыграло свою роль в оформлении космологии, этики,
онтологии и других аспектов этой доктрины.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ