ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЗОНХАВЫ :: vuzlib.su

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЗОНХАВЫ :: vuzlib.su

14
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЗОНХАВЫ

.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЗОНХАВЫ

Уроженец восточного Тибета, Цзонхава (Цзонкаба, 1357-1419) с
юных лет прославился исключительными способностями, которые впоследствии легли
в основу складывавшихся вокруг его имени легенд. Получив хорошее буддийское
образование и уже в молодом возрасте достигнув высших духовных званий, Цзонхава
приобрел необычайную популярность. Со всех сторон Тибета стекались к нему
ученики и последователи, и всех их он поражал своими глубокими знаниями. В
спорах с оппонентами он неизменно выходил победителем, так что неудивительно,
что на рубеже XIV-XV вв. основанные Цзонхавой несколько монастырей стали самыми
многочисленными и влиятельными центрами того нового направления в буддизме,
которое было связано с его именем и которое после проведенных им реформ
получило наименование ламаизма.

Реформы Цзонхавы вкратце сводились к следующему. Во-первых,
он, подобно Атише, выступил за восстановление норм классического буддизма.
Отменив всяческие послабления для монахов, Цзонхава ввел строгое безбрачие и
суровую монастырскую дисциплину, вследствие чего его учение получило
наименование гэлукпа (добродетель; этот термин используется ныне для
обозначения понятия «ламаизм»). Во-вторых, он сильно ограничил практику
магических обрядов, выступив против многого из того, что было принесено Падмой
Самбхавой и стало привычным для красношапочников. Разумеется, и в среде
желтошапочников-гэлукпа магия тантры продолжала практиковаться. Даже в
трактатах самого Цзонхавы немало места уделено пропаганде тантризма. Однако
Цзонхава ввел тант-рийские обряды и культы в умеренное русло, ограничившись в
основном пропагандой имитационно-символических методов и приемов обретения
мудрости-праджни.

В результате этих первых и весьма решительных нововведений
резко возрос авторитет буддийского монаха, ламы, которого Цзонхава в своих
сочинениях не только противопоставил мирянам, но и объявил важнейшим и
непременным фактором спасения для каждого. В ламаизме Цзонхавы уже мало было
провозгласить свою преданность Будде, дхарме и сангхе — классическим «трем
сокровищам» буддизма, буддийской триратне. Необходимым условием постижения
сокровенной сути великого учения

стала восходящая к буддийскому тантризму непосредственная
связь между учеником и учителем, причем связь глубоко личная, доверительная, с
беспрекословным подчинением ведомого ведущему. Собственно, идея такого рода
связи была заложена уже в Махаяне, где возник институт бодисатв, призванных помогать
ищущим нирваны. В ламаизме же эта связь была укреплена и усилена, превратившись
в непременное условие продвижения по пути спасения.

Это привело к существенному изменению социальной позиции
лам. Из ищущих собственного спасения монахов, погруженных в аскезу и медитацию,
они стали превращаться в привилегированный социальный слой
наставников-руководителей, а практика безбрачия в сочетании с обязательным
обычаем богатых подарков и жертв вела к накоплению в монастырях огромных
средств и к созданию строгой иерархической лестницы. Результатом было появление
лам разных рангов и возвеличение высших лам, своеобразных князей церкви, чей
статус необходимо было не только легитимировать, но и освятить, дабы право их
на руководство общиной (причем теперь уже не только духовное, но и
административно-политическое) приобрело явственный облик сакральной святости.
Именно это и было сделано — правда, уже после смерти Цзонхавы.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ