ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЛАМАИЗМА :: vuzlib.su

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЛАМАИЗМА :: vuzlib.su

54
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЛАМАИЗМА

.

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЛАМАИЗМА

Основы теории ламаизма были заложены Цзонхавой, который в
ряде своих трудов обосновал собственные реформы и синтезировал теоретическое
наследие своих предшественников. Впоследствии все буддийские тексты были
собраны ламаистами в 108-томное собрание Ганджур, включающее тибетские переводы
важнейших сутр и трактатов Хинаяны, Махаяны и Вад-жраяны, многочисленных
рассказов, диалогов, извлечений, имевших отношение к Будде, а также сочинений
по астрологии, медицине и т. п. Комментарием к каноническим текстам Ганджура
является еще более обширное собрание — Данджур, состоящее из 225 томов, в которое
вошли также и самостоятельные сочинения, включая рассказы, поэмы, заклинания и
др. Кроме Ганджура и Данджура все ламаисты высоко чтут и изучают произведения
Цзонхавы и более поздних отцов ламаистской церкви, в том числе и далай-лам.
Таким образом, ламаизм с точки зрения доктрины являет собой наследие и синтез
всего идейно-теоретического багажа буддизма за более чем двухты-сячелетнюю его
историю. Но обратим внимание на то, как доктрина буддизма была интерпретирована
ламаизмом.

Ламаизм, следуя наметившейся уже в Махаяне тенденции,
отодвинул на задний план нирвану как высшую цель спасения, заместив ее богато
разработанной космологией, в пределах которой оказалось достаточно места для
всех: для верующих и неверующих, мирян и монахов, людей и животных, для святых,
богов, будд и бодисатв. Гигантская космологическая система в ламаизме строго
упорядочена. Вершина ее — будда будд Ади-будда, владыка всех миров, творец
всего сущего, своеобразный ламаистский эквивалент индийского Брахмана или
даосского Дао. Главный его атрибут — Великая Пустота (шуньята). Именно эта
пустота, которая есть духовная сущность, духовное тело будды, пронизывает собой
все, так что все живое, каждый человек несет в себе частицу будды и именно в
силу этого обладает потенцией для достижения спасения. В зависимости от
количества и состояния эта частица может быть в большей или меньшей степени
подавлена материей. В соответствии со степенью этой подавленности и осознания
необходимости усилить частицу будды, равно как и принимаемых для этого практических
действий, люди делятся на несколько разрядов, высший из которых, пятый,
приближает их к состоянию бодисатвы.

Это доступно лишь немногим. Для большинства главное
-добиться удачного перерождения или возродиться в Западном рае (сукхавади)
будды Амитабы. Идея о рае и аде в ламаизме идет от буддизма Махаяны, хотя не
исключено, что здесь она кое в чем обогащена за счет заимствований из ислама, о
чем свидетельствуют некоторые красочные детали. Но существенно, что ад и рай —
лишь временное местонахождение, не исключающее человека из колеса перерождений,
из мира кармической сан-сары: с истощением дурной или хорошей кармы рано или
поздно следует очередное рождение, причем это касается почти всех, даже
обитающих на небесах божеств. Лишь немногим уготована нирвана. Что же делать в
такой ситуации?

Главное — это возродиться человеком, а еще важнее — родиться
в стране ламаизма, где твой добрый друг и учитель лама поведет тебя по пути
спасения. И уж коль скоро тебе повезло в этом, не упускай своего шанса!
Наставление ламы поможет избавиться от страданий, от привязанности ко всему
мирскому и тем улучшить свою карму, подготовить себя к благоприятному
перерождению и избавиться от ужасов перерождения неблагоприятного: отныне и в
дальнейшем движение по пути мудрости (праджня) с ее основными
методами-средствами (парамитами) и преодоление авидьи (незнания) могут тебе
помочь. Главное, таким образом, — это осознать, преодолеть авидью (для чего и
важно возродиться человеком и заполучить в наставники ламу), ибо именно авидья
лежит в основе круга перерождений из двенадцати звеньев-нидан, которые обычно в
своей графическо-сим-волической форме хорошо известны каждому ламаисту.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ