ЭТИКА ЛАМАИЗМА :: vuzlib.su

ЭТИКА ЛАМАИЗМА :: vuzlib.su

18
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


ЭТИКА ЛАМАИЗМА

.

ЭТИКА ЛАМАИЗМА

Избавившись от авидьи и вступив при помощи ламы на путь
познания-праджни, ламаист тем самым улучшает свою карму и в конечном счете
может сделать ее настолько хорошей, что одно это обеспечит ему очередное
рождение в Западном рае Амитабы либо на одном из многочисленных небес вместе с
божествами и святыми, чья карма позволяет им долго жить в их мирах обитания,
оставаясь при этом молодыми и здоровыми. Это практически вершина того, чего
могут желать ламаисты, за исключением тех, кто намерен серьезно посвятить себя
стремлению к избавлению от перерождений, к выходу за пределы сансары, и кто в соответствии
с этим вступает на путь аскезы, медитации, самоусовершенствования и т. п., т.
е. на путь, ведущий к нирване.

Опираясь на тезисы, выдвинутые еще ранними буддистами,
ламаизм предусматривает строгие этические нормы существования. Речь идет о хорошо
известных каждому буддисту десяти «черных грехах», которых следует избегать, и
десяти «белых добродетелях», коим надлежит следовать. В число грехов входят
грехи тела, слова и мысли. Грехи тела — это убийство, воровство, прелюбодеяние;
грехи слова — ложь, клевета, злословие и суесловие; грехи мысли — зависть,
злоба и еретические помыслы. Существуют довольно четкие градации и внутри
каждого из этих разрядов, будь то убийство или клевета; причем для каждого
отдельного случая — свое строго определенное воздаяние: за тяжелые грехи —
перерождение в аду, за средние — рождение в виде бессмысленных животных,
монстров (претов), за незначительные — либо рождение болезненным и недолго
живущим человеком, человеком с существенными пороками, либо рождение в
какой-либо стране вне сферы ламаизма.

К числу добродетелей относятся действия, антонимичные
грехам: защита чужой жизни, щедрость, целомудрие, кротость, правдивость,
миротворчество, смирение, милосердие, сострадание, стремление к истинному
учению. Обладание этими десятью добродетелями — основа для вступления на путь
святости. Следующий шаг в этом направлении — овладение парамитами прад-жни,
также имеющими отчетливо выраженную этическую задан-ность: к числу шести таких
парамит относятся подаяние, обет, терпение, усердие, медитация и сама
праджня-мудрость. Каждая из них тоже имеет по нескольку разрядов с четким
определением тех норм поведения, которые должны им соответствовать.

Освоив шесть парамит, ищущий спасения, если он намерен идти
к конечной цели и достичь хотя бы состояния бодисатвы, должен последовательно
преодолеть еще пять путей-преград: путь стяжания добродетелей, путь соединения
с истиной и борьбы со злом, путь истинной мудрости, путь прозрения и путь
достижения цели, — в процессе освоения и преодоления которых он, переходя из
одной в другую область обитания, становится боди-сатвой. Иными словами, путь к
состоянию бодисатвы (и тем более будды, число областей обитания которых в
ламаизме достигает 13) весьма нелегок, но при этом в качестве главного условия
его прохождения выступает до предела нормированное поведение, детерминированное
этикой. Выдержать такие испытания могли немногие — они обычно и обретали ореол
высшей святости и считались эталоном. Все остальные лишь ориентировались на
этот эталон, ограничиваясь минимумом этической нормы.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ