МОНАСТЫРИ, ЛАМЫ И ОБРЯДЫ :: vuzlib.su

МОНАСТЫРИ, ЛАМЫ И ОБРЯДЫ :: vuzlib.su

9
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


МОНАСТЫРИ, ЛАМЫ И ОБРЯДЫ

.

МОНАСТЫРИ, ЛАМЫ И ОБРЯДЫ

Храмы-кумирни, в которых помещены изображения будд, бодисатв
и святых ламаистского пантеона, а также различные аксессуары ламаистской
магической практики (от молитвенных барабанов до мандал) являют собой основу
монастырских и храмовых комплексов. В крупных монастырях обычно обитало
множество лам, в средних и мелких их было меньше, причем далеко не во всех они
жили постоянно. Здесь, особенно в крупных монастырях, ламы проходили
многоступенчатый путь подготовки, включавший образование, обряд ординации,
присвоение очередных званий, вступление на путь спасения (дхиана-ламы) и т. п.

Образ жизни лам после реформ Цзонхавы был достаточно строг.
Только самым низшим из их числа, занимавшимся преимущественно магической
практикой, врачеванием и т. п., позволялось нарушать принципы безбрачия. Это
рождало полупрезрительное отношение к ним как к «ненастоящим» ламам со ртороны
других категорий лам и мирян. Ламы должны были строго придерживаться буддийских
принципов существования. Правда, живя в основном среди скотоводов, они
вынуждены были несколько отходить от некоторых из этих принципов. В частности,
им дозволялось есть мясо, но при услввии, что животное убито не специально для
них.

Среди лам существовала довольно строгая иерархия — явление,
не свойственное в такой степени даже Махаяне, не говоря уже о Хинаяне. Иерархия
эта венчалась немногочисленной группой настоятелей крупных монастырей и
ближайших помощников Далай-ламы и Панчэн-ламы во главе с ними самими. Эта
группа высших лам отличалась от всех остальных тем, что они являли собой
«воплощенную иерархию», т. е. считались хубилганами тех или иных из будд,
бодисатв и святых ламаистского пантеона. Из числа остальных лам высшую ступень
занимали «полные» ламы, галуны, ниже их стояли посвященные в первую степень
ламства гэцулы, еще ниже — послушники и затем ламы, занимавшиеся магией и
врачеванием. Кроме того, в крупных монастырях была своя строгая внутренняя
иерархия лам во главе с настоятелем. Эти крупные монастыри обычно были также и
центрами обучения и подготовки лам, своеобразными ламаистскими университетами.

В монастырях и храмах-кумирнях посвященные ламы совершали
обряды богослужений. Ежедневные богослужения, малые хуралы, иногда
совершавшиеся (особенно в больших монастырях) трижды в день, заключались в
чтении молитв с хвалой «трем сокровищам» буддизма, т. е. Будде, дхарме и
сангхе, а также с пожеланиями достичь состояния будды для всех участвующих в
обряде лам. В определенные дни и особенно торжественно в первую половину первого
месяца года (празднование Нового года) совершались великие хуралы. Это —
торжественные и красочные ритуальные празднества, протекающие, особенно в
крупных монастырях, при большом стечении верующих. Среди больших хурало?
выделяются своей специфической окраской так называемые докшитские, суть которых
сводится к воспеванию хвалы докшитам с совершением магических обрядов, чтобы,
приняв поклоны и жертвы, докшиты еще более рьяно защищали веру и выступали
против ее врагов. Пышно и торжественно проходят также хуралы в честь Майтрейи,
Цзонхавы, святых отшельников и т. п.

Как и все буддисты, ламы и многие миряне особо выделяют два
дня в месяц, которые следует провести в посте и покаянии. У ламаистов это 15 и
30 числа, причем в эти дни служба в храме идет почти целый день. Миряне,
которые внутрь кумирни обычно не допускаются, снаружи слушают пение, звуки
молитв и храмовую музыку, произносят священную мантру «Ом мани падме хум!» и
совершают поклонения с молитвами и обетами.

С молитвами-хуралами, совершаемыми по их просьбе ламой,
ламаисты-миряне обращаются в связи со значительными событиями в их жизни
(рождение, свадьба, похороны, болезнь), при необходимости контакта с духами и в
других случаях; при этом лама выступает чаще всего в качестве наследника
прежнего шамана.

.

Назад

ПОДЕЛИТЬСЯ
Предыдущая статьяБухобслуживание
Следующая статьяО. КОНТ :: vuzlib.su

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ