РЕЛИГИОЗНЫЕ ТРАДИЦИИ ВОСТОКА И ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ :: vuzlib.su

РЕЛИГИОЗНЫЕ ТРАДИЦИИ ВОСТОКА И ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ :: vuzlib.su

10
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


РЕЛИГИОЗНЫЕ ТРАДИЦИИ ВОСТОКА И ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ

.

РЕЛИГИОЗНЫЕ ТРАДИЦИИ ВОСТОКА И ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ

Европейская традиция-цивилизация породила капитализм и тем
самым вызвала резкое ускорение темпов эволюции, включив в сферу своего
воздействия практически весь мир, прежде всего Восток. Его замкнутую
самовоспроизводящуюся структуру с XVI-ХУП вв. начал основательно ломать
европейский капитал. Этот процесс протекал крайне болезненно потому, что он
осуществлялся преимущественно в форме колониализма: мощный защитный панцирь
консервативных традиций был пробит всепроникающей силой бесцеремонного по
отношению к любым ценностям, кроме чистогана, колониального капитала. Перестав
выполнять свои защитные функции, внутренний механизм традиций Востока, включая
его основу, селективный отбор нововведений, подвергся деформации и стал
приспосабливаться к новым условиям. Казалось бы, это начало конца: еще немного
— и старый защитный панцирь будет окончательно сломлен, а цивилизации Востока,
убедившись в преимуществах капитализма и западного образа жизни, быстрыми
темпами, наверстывая упущенное, пойдут по новому пути.

Однако все оказалось намного сложнее. Энергично мобилизуя
внутренние силы и все возможности для сохранения основ собственной структуры,
восточные традиции сумели таким образом перестроить механизм селективного
отбора, чтобы сочетать необходимые инновации с привычной нормой. И в целом им
это удалось. Уже на рубеже XIX-XX вв. потесненные решительным натиском капитала
и ослабленные колониализмом, одряхлевшие, как представлялось тогда многим,
прежде всего марксистам, восточные структуры стали не только оправляться от
шока, но и переходить в своеобразную контратаку в форме мощных
национально-религиозных движений — от махдизма до ихэтуаней. Вначале эти
движения не казались чем-то серьезным, тем более что параллельно с ними и на
смену им шли серьезные реформы, а то и революции в разных странах Востока:
начиналась эпоха «пробуждения Азии» — от кемалистской Турции до
го-миньдановского Китая, не говоря уже о Японии. Но, что показательно,
пробуждавшийся Восток не столько решительно ломал традиции прошлого (хотя
бывало и так, например, в Турции), сколько демонстрировал завидное умение
приспособляться, не меняя радикальным образом привычной структуры и, более
того, опираясь на нее.

После второй мировой войны эта тенденция стала заметной и
преобладающей. Хотя и не сразу, но с течением времени становилось все более
очевидным, что традиционные цивилизации Востока, пережив серьезнейший
внутренний кризис, сумели, опираясь на соответствующие религиозные доктрины и
сформированный ими образ жизни, не только выжить, но и стать вполне
жизнеспособными, а кое в чем и много более активными, чем прежде.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ