РЕЛИГИИ СЕГОДНЯ. ЭКСТРЕМИЗМ ИСЛАМСКИХ ФУНДАМЕНТАЛИСТОВ :: vuzlib.su

РЕЛИГИИ СЕГОДНЯ. ЭКСТРЕМИЗМ ИСЛАМСКИХ ФУНДАМЕНТАЛИСТОВ :: vuzlib.su

8
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


РЕЛИГИИ СЕГОДНЯ. ЭКСТРЕМИЗМ ИСЛАМСКИХ ФУНДАМЕНТАЛИСТОВ

.

РЕЛИГИИ СЕГОДНЯ. ЭКСТРЕМИЗМ ИСЛАМСКИХ ФУНДАМЕНТАЛИСТОВ

Комплекс неполноценности, вызванный в свое время, особенно в
XIX в., наглядным сравнением отсталой Азии с передовой Европой, ныне остался в
далеком прошлом. Традиционная структура Востока, опирающаяся на устоявшиеся
веками нормы великих цивилизаций, в свою очередь санкционированные и освященные
религиями, снова выходит на передний план и даже укрепляется в новых условиях.
Заимствовав кое-что из западного стандарта и отвергнув этот стандарт в целом
(за редкими исключениями), современный Восток вернулся «на круги своя» и именно
с этих привычных традиционных позиций, твердо охраняемых сознательно
культивируемыми религиозными доктринами, стремится к развитию. Пусть не к
такому, как на Западе. Можно довольствоваться намного меньшим, лишь бы при этом
не утерять своего, -таково, примерно, кредо многих стран современного Востока.
И роль религии при этом первостепенна.

Дело в том, что мощные пласты тысячелетних религиозных
традиций продолжают действовать и, видимо, будут еще долго оказывать серьезное
влияние на самосознание, образ жизни и политику большинства стран Востока. И
хотя резкое убыстрение развития в наши дни вынуждает традиции-цивилизации Востока
по-новому, ускоренными темпами реагировать на постоянно изменяющуюся ситуацию,
что должно бы, по идее, привести к дальнейшей трансформации консервативных
традиций, к перестройке, либерализации государственной структуры, к
постепенному преобразованию самой цивилизации, — все эти процессы не могут быть
слишком быстрыми. Религиозная традиция еще долгое время будет оказывать свое
воздействие на Восток. И в первую очередь все это относится к миру ислама.

Собственно, сегодня, после краха коммунистического
эксперимента и распада Советского Союза, едва ли кто-либо сомневается в этом.
Возрождение религии как формы общественного сознания и самоидентификации
народов, — особенно из числа тех, кто вчера еще был жестко придавлен имперской
идеологией, — не только очевидный факт, но и в ряде случаев, как в Чечне,
угрожающий соседям процесс. Активизация религии во всем современном мире не
случайно связана прежде всего с оживлением исламского фундаментализма, причем
очень часто в его крайне экстремистской форме. Это, как уже упоминалось,
обусловлено прежде всего тем, что из всех известных мировых религий ислам —
наиболее сильная и агрессивная. Разумеется, сила и агрессивность современных
исламских фундаменталистов во многом связаны с экономическим и политическим
положением некоторых стран и с их национальными интересами. Но дело в конце
концов не в причинах, вызвавших к жизни то либо иное явление. Таких причин
всегда и у всех немало. Дело в том, что причины, о которых идет речь, играют
нередко лишь роль повода для мощного взрыва, который часто по своей силе и
результатам неадекватен вызвавшим его причинам. Иными словами, все опять-таки
восходит к внутренней сущности религии, к ее потенциальной мощи и агрессивности.

Я бы не хотел, чтобы книга об истории восточных религий завершалась
на грустной ноте об экстремизме современных исламских фундаменталистов. Вполне
возможно, что такой мотив вызовет протест тех, для которых ислам — нечто
близкое и родное. Но объективный анализ ситуации в современном мире (отнюдь не
только в нашей стране) заставляет обратить специальное внимание именно на этот
факт, ибо он принадлежит к числу наиболее тревожных с точки зрения
политологической оценки перспектив завтрашнего дня. Как известно, на этого рода
оценке сходятся многие. И для этого есть немало причин. Одна из них -богатство
исламского мира нефтью, которое позволяет его лидерам покупать лучшее
современное вооружение и нанимать специалистов, способных добиться в этом деле
еще лучших результатов. Другая — обилие среди упомянутых лидеров таких, кто
готов активно поддерживать экстремистов. Третья -резкое и активное неприятие
многими в мусульманских странах вестернизованного стандарта жизни, который все
быстрее и все очевиднее распространяется по земному шару. Террористические акты
— увы, не прекращающиеся, даже, пожалуй, увеличивающиеся и принимающие все
новые и новые формы, — подтверждают весомость сказанного, ибо львиная доля их
лежит на совести все тех же исламских фундаменталистов.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ