Техника речи :: vuzlib.su

Техника речи :: vuzlib.su

18
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Техника речи

.

Техника речи

Для делового разговора большое
значение имеет техника речи, состав­ными частями которой являются постановка
речевого дыхания, дик­ция и орфоэпия (т.е. правильное литературное
произношение). Суть техники речи — в координации дыхания, голоса, артикуляции
при со­блюдении норм произношения. Такая организация обеспечивает такие
качества голоса, как звучность, темп, тембр, высота, четкость дикции.

Сила голоса оратора имеет очень
большое значение для аудито­рии. Если он говорит чрезмерно громко да еще имеет
крикливый го­лос, то это вызывает раздражение у слушающих его людей, и эффект
выступления существенно снижается. Если оратор говорит тихо, его могут слышать
только находящиеся рядом, а до остальных суть его речи не доходит, что также
вызывает неудовольствие аудитории. Поэтому говорить надо так, чтобы была полная
уверенность, что речь не утом­ляет слушающих и всем им хорошо слышно.

Как тихая, так и громкая речь
может быть монотонной, что быстро утомляет аудиторию, и она перестает слушать
оратора. Чтобы избежать этого, во время выступления постепенно и плавно то повышайте,
то понижайте голос, делайте его то громким, то тихим.

Оратор, который хочет быть
убедительным, говорит медленно и в низкой тональности. Но он должен оставаться
в рамках естественного диапазона своего голоса, иначе он будет казаться
неискренним.

Чтобы добиться звучности голоса,
необходимо правильно поста­вить дыхание. Это означает дышать глубоко, включая
диафрагму в процесс вдоха и выдоха. Это значит также уметь контролировать свое
дыхание, экономно распределяя выдох. У хорошего оратора соотноше­ние
длительности вдоха и выдоха должно быть 1:15 — 1:20.

Многие ораторы ошибочно считают,
что вдох нужно делать на зна­ках препинания или по окончании фразы. На одном
вдохе можно про­изнести только короткую фразу. Если же вы произносите длинную
фразу, то по мере приближения ее конца неизбежно падают сила и звуч­ность
голоса. Хорошая звучность заключается не в том, чтобы на дан­ные звуки
затратить тот или иной запас воздуха, а в том, чтобы за ними был обеспечен воздушный
столб, непрерывно и с силой подпирающий и выталкивающий их. Поэтому дышать надо
часто, поддерживая по­стоянный запас воздуха, причем вдох делать следует во
время естествен­ных (логических) пауз и незаметно.

Кроме чисто физиологических, есть
и психические предпосылки пол­ноты и звучности речи. Это уверенность в себе,
душевный подъем, увле­ченность предметом разговора. Чем лучше подготовлен оратор,
чем боль­шим количеством интересных фактов он располагает, тем увереннее себя
чувствует и, как следствие, тем легче ему придать своему голосу звучность и
выразительность.

Техника говорения включает в себя
и понятие темпа речи, ко­торый характеризуется такими показателями, как
быстрота речи, длительность звучания отдельных слов, интервалы и длительность
пауз.

Скорость речи весьма разнообразна
и зависит от особенностей са­мого оратора и характера содержания его речи.
Большинство ораторов произносят от 120 до 150 слов в одну минуту.

Торопливость речи, вызываемая
робостью, — один из наиболее рас­пространенных и серьезных недостатков. Слишком
быстрая речь яв­ляется следствием полного безразличия оратора к аудитории. Хоро­шие
ораторы никогда не говорят скороговоркой. Они дают слушате­лям время, чтобы
вникнуть в наиболее содержательные мысли речи.

Вялая речь — порок флегматичных и
ленивых людей. Такие ора­торы долго раскачиваются, прежде чем вымолвят слово, а
когда нако­нец добираются до конца высказывания, слушатель уже теряет способ­ность
следить за нитью их мысли.

Темп речи определяется также и
длительностью звучания отдель­ных слогов и самих слов. Слоги как и слова,
подобно гармони, можно растягивать и сжимать, что зависит от их значения и
выражаемых ими чувств. Нервные, порывистые ораторы для наиболее выразительного
звучания больше налегают на громкость, чем на протяжность звуча­ния. В
результате возникает неприятная для слуха резкость.

Наши чувства в речи передаются не
только при помощи слов, но и посредством разнообразных интонаций. Иногда именно
в интонации кроется истинный смысл сказанного.

Психологи насчитали больше 20
интонаций, выражающих различ­ные чувства: радости, удивления, страха, сомнения,
негодования, вос­хищения, злобы и т.п. Оратор должен стремиться выразить голосом
то чувство, которое соответствует содержанию его речи. О грустном надо говорить
печальным голосом, о веселом — радостным.

Настроение оратора не всегда
соответствует содержанию речи. Это, естественно, находит проявление и в его
голосе. Экспериментально до­казано, что слушатели не усваивают до 30%
интересующей их инфор­мации, если интонация говорящего не соответствует
содержанию его речи. Поэтому выступающий должен научиться сдерживать себя, ов­ладеть
своими чувствами, думать в момент выступления только о нем и своих слушателях,
а не о чем-либо другом. Если оратор погружается в содержание речи и забывает
обо всем, кроме того, что он говорит, го­лос его будет звучать хорошо и верно,
отражая те чувства, которые он хотел бы передать своим слушателям.

В технике речи большое значение
придается работе над дикцией. Мно­гие ораторы говорят небрежно, неотчетливо, не
разжимая зубов, непра­вильно артикулируя звуки, и в результате аудитория теряет
интерес к выступлению, не в силах разобраться в нечленораздельном бормотании
выступающего.

В обычном разговоре такое
произношение допустимо, так как смысл речи подсказывается ситуацией, общей
темой беседы, т. е. собеседники понимают друг друга с полуслова. Если же один
из них и не понял чего-либо из речи другого, он тотчас же его переспросит. Во
время выступле­ния перед большой аудиторией понимания с полуслова быть не
может.

Слова должны произноситься четко
и ясно, поскольку любое отклонение от норм про­изношения и ударения переключает
вни­мание аудитории с существа речи на ее форму, тем самым отвлекая от воспри­ятия
смысла.

Особенно распространенным не­достатком
среди деловых людей яв­ляются ошибки в произношении и ударении, которые
отвлекают их со­беседников от существа сказанного и создают негативный психологичес­кий
фон.  Поэтому надо постоянно следить за правильным произношени­ем и ударением.
В качестве примера при- _ ведем слова, в которых в процессе дело­вого разговора
чаще всего делаются непра­вильные ударения: валовОй (не вАловый), оптОвый,
экспЕрт, созвонИмся, принЯть, алкогОль, вИдение (способность видеть), видЕние
(при­зрак), департАмент, каталОг, диалОг (не диАлог), дистиллирОванный, добЫча,
договОр (мн. договОры), докумЕнт, занятОй (человек), зАнятый (дом), заслуженный,
избалОванный, квартАл (четверть года), киломЕтр, колОсс, магазИн.

Если вы не уверены в правильном
произношении или употребле­нии какого-либо слова, обратитесь к словарю
ударений, толковому и орфографическому словарям.

Отчетливость произношения часто
зависит от помещения, где вы­ступает оратор. Чем больше пространства, тем речь
должна быть мед­леннее, чтобы все было слышно. Звук не распространяется так
быстро, как свет. Для того чтобы звуковые волны не смешивались и не заглу­шали
друг друга, нужно дать время для их распространения. Однако тот, кто обладает
четким и ясным произношением, может меньше вни­мания уделять громкости своего
голоса. Речь оратора с хорошей дик­цией, даже если он говорит тихо, хорошо
слышна в любом помещении.

Хорошая дикция предполагает
умение «держать паузу». Пауза об­легчает дыхание, дает возможность сообразить,
к какой мысли следует перейти дальше. Она позволяет важным соображениям глубже
проник­нуть в сознание слушателя. Короткая пауза перед кульминационным моментом
речи и после — один из способов выделить его. Пауза при­меняется между
отдельными элементами мысли (фразами, придаточ­ными предложениями, законченными
суждениями). Она также отте­няет наиболее существенные слова.

Главная задача паузы —
психологическая. Она нужна для того, чтобы собрать внимание аудитории и дать ей
рассмотреть говоряще­го, обеспечив тем самым возможность подготовиться к
восприятию его речи. Ему же пауза нужна для того, чтобы успокоиться, снять из­лишнее
волнение. Паузой можно заинтриговать слушателей, а ее от­сутствием, внезапным
началом речи ошеломить их. В обоих случа­ях — это психологический прием, цель
которого привлечь внимание, вызвать интерес.

Учеными экспериментально
установлено, что интонации и паузы способствуют 10—15-процентному приращению
информации, вызывая у собеседников ассоциации и предложения.

Однако паузы в речи говорящего не
всегда несут смысловую на­грузку. Чаще всего такие паузы возникают из-за того,
что он затрудня­ется в поисках слова, которое наилучшим образом выразило бы его
мысль. Эти паузы — свидетельства прерывистости устной речи, совер­шенно
естественного ее свойства.

Если случаев прерывистости в речи
говорящего немного и они от­ражают поиски необходимого средства выражения
мысли, их наличие не только не мешает аудитории, но порой даже активизирует ее.
Одна­ко, когда прерывистость речи очень сильна, это свидетельствует либо о
незнании оратором предмета речи, либо о его чрезмерном волнении, либо о плохом
владении словом.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ