Изучение внутреннего состояния собеседника по голосу и манере говорить :: vuzlib.su

Изучение внутреннего состояния собеседника по голосу и манере говорить :: vuzlib.su

13
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Изучение внутреннего состояния собеседника по голосу и манере говорить

.

Изучение внутреннего состояния
собеседника по голосу и манере говорить

Голос и манера говорить содержат
для внимательного собеседника пер­вичную незамаскированную информацию о
партнере по общению. По громкости речи, ее скорости, отчетливости, высоте
голоса и окраске его звучания можно понять внутреннее состояние того, с кем вы
разгова­риваете, а это для делового общения очень важно.

ГРОМКОСТЬ РЕЧИ служит хорошим
показателем жизненной энергии и происходящей от нее уверенности. Сильные
изменения гром­кости свидетельствуют о повышенной эмоциональности, волнении, со­переживании
собеседника. Нерегулярные колебания слабой громкос­ти голоса — показатель
нехватки стойкости, склонности к бы­строй сдаче позиций при первых же
трудностях.

Однако судить собеседника по
громкости го­лоса надо осторожно. Громкий голос может быть специально «сделан»
для сокрытия сла­бого духа, и его обладателя в таком случае можно уподобить
путнику в ночном лесу, ко­торый от страха начинает громко петь. Чрез­мерная
громкость голоса может быть и про­явлением недостаточной критичности к себе,
невладением своими эмоциями, например, у пьяных или в припадке гнева. В то же
время слишком тихий голос может быть маскиров­кой для достижения тайных целей,
особенно при общем напряжении говорящего.

СКОРОСТЬ РЕЧИ всегда
соответствует темпераменту и так на­зываемому темпу жизни человека. Если он
говорит быстро, напористо, завершая мысль, значит, он энергичен, реактивен, из
тех, кто сначала делает, а потом думает. А если человек говорит медленно, как
бы взве­шивая каждое слово, — он нетороплив, обстоятелен, тщательно анали­зирует
ситуацию, обдумывает каждый свой шаг. Это свойство ученых и политиков. Обратите
внимание — среди политиков, за редким исклю­чением, нет быстроговорящих.

Оживленная, бойкая речь, когда ее
течение равномерно, характе­ризует подвижного, легкого на подъем, уверенного в
себе человека. Ус­коряющийся темп речи (и соответственно жестикуляции) является
сви­детельством того, что собеседник все больше вдохновляется, погружа­ясь в
то, о чем говорит. Однако, когда такая речь сопровождается нару­шением ритма,
это свидетельствует о робости (возможно, только в данной ситуации) и
неуверенности собеседника. А в тех случаях, когда оживленная речь становится
скачкообразной, к тому же сопровождае­мой чрезмерной жестикуляцией, мы имеем
дело с возбужденным, то­ропливым, непостоянным, неуправляемым человеком.

Люди, произносящие слова
скороговоркой, глотающие оконча­ния, не связывающие фразы логически, по
характеру, интеллекту и по жизни — самая неприятная категория. Если только это
не «рече­вая маска», как у Талейрана. Этот умнейший дипломат и политик
специально говорил невнятно, бормоча себе под нос, чтобы потом им­еть возможность
отказаться от своих слов и сказать, что его просто неправильно поняли.

Замедляющаяся скорость речи (и
жестикуляции) — свидетель на­ступления задумчивости, потери уверенности,
включения внутренних тормозов по поводу сказанного.

Если у собеседника прослеживаются
заметные колебания скорос­ти речи — перед вами, скорее всего, легко возбудимый,
недостаточно уравновешенный человек.

ВЫСОТА ГОЛОСА, так же, как его
громкость и скорость речи, является показателем внутреннего состояния
собеседника. Когда у него высокий пронзительный голос, то это может означать,
что он ис­пытывает волнение или страх. Низкий тон го­лоса, наоборот, говорит о
спокойствие и достоинстве собеседника, который знает себе цену.

Следует обращать внимание и на
отчетливость речи собеседника. Ясное и четкое произнесение им слов (чет­кие
движения нижней челюсти) сви­детельствует о его внутренней дисциплине и потребности
точно выразить другому свое мнение. Наобо­рот, нечеткое, неразборчивое
произношение (нижняя челюсть двига­ется мало) служит показателем внутреннего
неуважения к собеседни­ку. Такой человек даже не заботится о том, чтобы другим
было легко его понять.

ОКРАСКА ЗВУЧАНИЯ ГОЛОСА, как и
другие характеристи­ки речи, содержит для внимательного собеседника большую
первич­ную, плохо поддающуюся маскировке информацию о партнере по об­щению. Это
объясняется тем, что интонации, отражающие психоло­гические черты, так же
индивидуальны, как узоры на пальцах. Толь­ко актеры могут управлять своими
интонациями. У остальных же они безошибочно выдают, что собой представляет
человек: добрый он или злой, скромен или чванлив, уважает людей или относится к
ним свысока.

Мозговые центры, ответственные за
восприятие эмоциональной окраски речи, начинают работать чуть не с момента
рождения. Двух­недельный малыш безошибочно реагирует на эмоциональную окрас­ку
обращенной к нему речи, хотя значение слов начинает понимать гораздо позже.
Дети не подойдут к взрослому, если услышат в его речи неприязненный тон, как бы
тщательно тот ни пытался его скрыть. Поэтому дети так безошибочно точно делят
людей на плохих и хороших.

Голос связан с анатомией и
физиологией: он зависит от строения тела и органов голосообразования. Глотка,
носоглотка, рот, полость носа — это верхние резонаторы, а трахея, бронхи и
легкие — нижние. У каждого человека органы голосообразования имеют индивидуаль­ные
особенности, поэтому и голоса так несхожи между собой. И стоп­роцентно
подделать чужой голос практически невозможно.

В криминалистике в этой области
развивается целое научное на­правление. В первую очередь — для составления
фотороботов телефон­ных террористов, шантажистов и прочих преступников по
голосу. Так, по голосу можно составить следующие характеристики человека.

РОСТ. Чем больше гортань и
длиннее и толще голосовые связки, тем ниже голос, следовательно, обладателем
такого голоса является вы­сокий человек. У высоких также в голосе больше
обертонов. Низко­рослого человека выдают слабые резонаторы. Бывают, правда,
исклю­чения из правил: природа может наградить низкорослого человека боль­шой
гортанью или мощными резонаторами.

ВОЗРАСТ. У детей голосовые связки
более эластичные, у взрос­лых — более жесткие, у пожилых — дряблые, голос у них
подсевший. Старики говорят медленнее, чем молодые. Обычно человеческое ухо
способно определить возраст по голосу с ошибкой в 5-7 лет, эксперт же может
ошибиться всего на два года.

РАЗМЕР РТА. Эксперты способны
определить его с точностью до миллиметра: тембр голоса у людей с большим и
маленьким ртом сильно отличается.

ВЕС. Люди к старости полнеют, и
это отражается на звучании их голоса. Щеки у полных людей пухлые, поэтому тембр
голоса у них бо­лее мягкий.

Голос можно сымитировать, но
нельзя скопировать интонации. Это позволяет создавать, например, компьютеры,
открывающие информа­цию только на голос хозяина. В крупнейших банках мира сейфы
зап­рограммированы не только на парольную фразу, но и на сам голос. И ес­ли вы
охрипли и ваши интонации изменились — «сезам» не откроется.

ОКРАСКА ГОЛОСА складывается из
смешения «головных» и «грудных» тонов. Их соотношение зависит от степени
эмоционально­го участия: когда властвует разум — преобладает «головной» тон,
ког­да человек во власти эмоций — «грудной». Замечено, что голос челове­ка
становится благозвучным, когда он удачно разрешит свою личную проблему, поэтому
по изменению окраски голоса собеседника можно судить, добились ли мы своей
цели, сумели ли его успокоить и помочь. Всем известно, что голос может восприниматься
как «мягкий» или «твердый», «теплый» или «холодный».

Металлическое звучание голоса
говорит об энергичности и твер­дости собеседника. Елейный, масленый голос
происходит от только изображаемого дружелюбия и фальшивого пафоса. По нему
всегда лег­ко разоблачить подхалима.

Особенно важно улавливать
следующие различия в окраске зву­чания голоса: певучая речь (сильное
подчеркивание гласных) означает темпераментность, чувственность и типична для
людей, которых на­зывают «добряками»; речь, в которой гласные отступают на
второй план перед остро подчеркиваемыми согласными — показатель преобладания
разума и воли, точно анализирующего рассудка; монотонный голос указывает на
робость, зажатость, скрытность.

Когда высота, мелодичность голоса
меняются в очень широких пре­делах — это показатель открытости, многообразия
интересов. Падение тона к концу каждой фразы свидетельствует о мягкости и слабой
воле. Иногда это может быть результатом физической слабости, например, у старых
людей.

Ритмические колебания высоты тона
говорят об оживлении при внутренней уравновешенности, способности к творчеству.
Неритмич­ные колебания, т.е. неравномерное повышение и падение тона, указы­вают
на неуравновешенность собеседника, отсутствие у него стабиль­ности.

Округло-текучая манера говорить с
мягкими переходами отдель­ных звуков и слов — признак глубокой, полной
эмоциональной жизни.

Угловато-отрывистая речь с
внезапными изменениями громкости говорит о том, что у собеседника целенап­равленное,
прагматичное мышление, иногда — о не­рвозности. Такую речь можно встретить у
опреде­ленного типа бизнесменов с явной или скрывае­мой авторитарностью,
склонностью к диктату.

Внутреннее состояние собеседника
можно определить и по ДЫХАНИЮ. «Почерк» дыха­ния, дыхательный стиль изменить
так же труд­но, как и устоявшийся почерк письма. Дыхание — основа жизни,
значит, в нем отражается весь че­ловек. Поэтому знание дыхательно-голосовых
нюансов очень полезно для распознавания внут­реннего состояния любого
собеседника. Рассмот­рим эти нюансы более подробно.

Резкий короткий вдох — это знак
внезапного удивления или негодующего изумления. Короткий выдох, фырканье или
обрывок смеха — показатель пре­зрения.

Шумное, прерывистое, почти
судорожное дыхание говорит о крайней степени волнения, возможно начало исте­рического
припадка.

Непроизвольные задержки,
затаивание дыхания являются свиде­тельством внутреннего напряжения, ярких
сильных чувств, интенсив­ной умственной деятельности.

Непроизвольный «перевод духа»
стирает уже ненужное напряже­ние, являясь признаком избавления от страха,
показателем благопо­лучного конца чего-либо.

Очень медленное, почти сонное
дыхание всегда подчеркивает пол­ную степень освобождения, покоя, абсолютной
отключенное™ от про­исходящего, а также скуки.

Беспрестанные резкие вдохи и
энергичные выдохи — свидетель­ство, что перед вами нетерпеливый,
раздражительный, высоко-эмоци­ональный, с низким самоконтролем собеседник.

Шумное, сопящее дыхание указывает
на человека напряженных влечений, тяжелого нрава и весьма подозрительного.
Однако такое ды­хание может быть и у человека, страдающего астмой или другим по­добного
рода заболеванием.

Дыхание ровное и мощное бывает у
уверенного в себе, бодрого и неистощимо оптимистичного собеседника. И,
наоборот, вдохи зажатые, словно скрипящие ржавыми тормозами, и такие же выдохи
указывают на подавленного, мнительного, неуверенного в себе собеседника мелан­холического
темперамента.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ