1.3. Условия, необходимые для общения :: vuzlib.su

1.3. Условия, необходимые для общения :: vuzlib.su

119
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


1.3. Условия, необходимые для общения

.

1.3. Условия, необходимые для
общения

Из всех живых существ, обитающих на
Земле, толь­ко человек наделен даром речи. Вот что пишет об этом исследователь
биоакустики В.П. Морозов:

Дар речи — одна из самых
удивительных и  самых человеческих способностей.   Мы настолько привыкли
постоянно пользоваться этим чудесным даром природы, что даже не замечаем,
насколько он совершенен, сложен и загадочен. У человека рождается мысль. Чтобы
передать ее другому, он произносит слова. Не удивительно ли, что акустическая
волна, рожденная голосом человека, несет в себе все оттенки его мыслей и
чувств, дости­гает слуха другого человека и тотчас все эти . мысли и чувства
становятся доступными это­му человеку, он постигает их потаенный смысл и
значение?! Как же это происходит?

Вдумаемся в сказанное. О каких
условиях, необхо­димых для общения, идет речь в цитате? Чтобы ответить,
вернемся к тексту. «У человека рождается мысль… что­бы передать ее
другому…» Значит, разговор состоится, если в нем участвует не менее двух
человек. Это — первое условие. У одного из них должна появиться мысль, тема для
разговора. Это — второе условие. Тре­тье — необходимо знание языка, на котором
общают­ся. Только тогда мысли и чувства одного говорящего становятся доступными
и понятными другому.

— И это все? — спросите вы. — Нет,
не все. Есть и другие не менее важные условия общения. Чтобы определить их,
разберем несколько ситуаций, описанных И.С. Тургеневым. Вспомним роман «Отцы и
дети». Евгений Базаров приезжает в родительский дом после трехлетней разлуки с
бесконечно любя­щими его родителями. Перечитаем те места, в кото­рых автор
показывает отношение Базарова к жела­нию отца и матери поговорить, пообщаться с
ним.

Василий Иванович отправился от Арка­дия
в свой кабинет и, прикорнув на диване в ногах у сына, собирался было поболтать
с ним, но Базаров тотчас его отослал, говоря, что ему спать хочется, а сам не
заснул до утра <…>

— Нет! — говорил он на следующий
день Аркадию, — уеду отсюда завтра. Скучно; работать хочется, а здесь нельзя.
Отправ­люсь опять к вам в деревню; я же там все свои препараты оставил. У вас,
по край­ней мере, запереться можно. А то здесь отец мне твердит: «Мой кабинет к
твоим услугам — никто тебе мешать не будет», а сам от меня ни на шаг. Да и
совестно как-то от него запираться. Ну и мать тоже. Л слышу, как она вздыхает
за стеной, а вый­дешь к ней — и сказать ей нечего…

На следующий день Базаров
действительно уехал. Во второй приезд ситуация несколько изменяется, но
результат тот же.

— Як тебе на целых шесть недель при­ехал,
старина, — сказал ему Базаров, — я работать хочу, так ты уж, пожалуйста, не
мешай мне.

— Физиономию мою забудешь, вот как я
тебе мешать буду! — отвечал Василий Иванович.

Он сдержал свое обещание, Поместив
сына по-прежнему в кабинет, он только что не прятался от него, и жену свою
удержи­вал от всяких лишних изъявлений нежнос­ти. «Мы, матушка моя, — говорил
он ей, — в первый приезд Енюшки ему надоели ма­ленько: теперь надо быть умней».
Арина Ва­сильевна соглашалась с мужем, но немного от этого выигрывала, потому
что видела сына только за столом и окончательно боялась с ним заговаривать,
«Енюшенька!» — бывало скажет она, — а тот еще не успеет оглянуть­ся, как уж она
перебирает шнурками риди­кюля и лепечет: «Ничего, ничего, я так», — а потом
отправится к Василию Ивановичу и говорит ему, подперши щеку: «Как бы, го­лубчик,
узнать: чего Енюша желает сегодня к обеду, щей или борщу?» — «Да что ж ты сама
у него не спросила?» — «А надоем!»

Во всех сценах, как видим, разговор
не получается. Отсутствует одно из необходимых условий: обоюдное желание вести
диалог. В первый приезд Базаров тяго­тится разговором с родителями, при втором
посеще­нии отец и мать из опасения помешать ему, вызвать неудовольствие сына
сами избегают разговора с ним.

Подобные ситуации встречаются в
нашей жизни довольно часто. Они разнообразны» Например, сидит человек на
скамейке в парке или едет в автобусе, троллейбусе, в электричке. Рядом садится
гражда­нин и заводит разговор. Ему односложно отвечают  из вежливости, давая
понять, что не хотят поддержи­вать разговор, а он назойливо лезет с вопросами,
что-то рассказывает. Остается только встать и поменять место или уйти. Да
иногда и дома нет желания раз­говаривать даже с близкими, отвечать на вопросы,
выслушивать их рассказы. Причины этому бывают разные: недомогание, усталость,
хандра, желание со­средоточиться на каком-то деле, обдумать его. В та­ких
случаях следует помнить о культуре общения. Не надо навязываться с разговором.
Чувствуете, что собеседник не проявляет интереса, — прекратите раз­говор,
подождите, когда у партнера появится необхо­димость в общении.

Теперь осмыслим другую ситуацию,
описанную И.С. Тургеневым в том же романе.

Базаров гостит у Одинцовой. Между
ними завя­зывается оживленный разговор. Вдруг Одинцова на­рушает одно из
условий общения, что могло бы при­вести к обострению беседы или ее прекращению,
но правильный выход найден, разговор продолжается.

Одинцова сидела, прислонясь к спинке
кресла, и, положив руку на руку, слушала Базарова. Он говорил, против
обыкновения, довольно много и явно старался занять свою собеседницу, что опять
удивило Аркадия. <...> Он ожидал, что Базаров заговорит с Один­цовой, как
с женщиной умною, о своих убеж­дениях и воззрениях: она же сама изъявила
желание послушать человека, «который име­ет смелость ничему не верить», но
вместо того Базаров толковал о медицине, гомеопа­тии, о ботанике. Оказалось,
что Одинцова не теряла времени в уединении: она прочла нескольких хороших книг
и выражалась пра­вильным русским языком. Она навела речь на музыку, но,
заметив, что Базаров не при­знает искусства, потихоньку возвратилась к
ботанике, хотя Аркадий и пустился было тол­ковать о значении народных мелодий.
<...> Часа три с лишком длилась беседа, нетороп­ливая, разнообразная и
живая.

Задание 2. Скажите, почему Одинцова,
заговорив о музыке, вдруг возвратилась к разговору о ботанике?

Приведенный отрывок из романа
свидетельству­ет о том, что успех общения зависит от того, насколь­ко удачно
выбрана тема разговора, насколько в ней заинтересованы собеседники.

Именно так поступал отец Аркадия —
Николай Петрович Кирсанов, когда все собирались за обеден­ным столом.

Во время обедов и ужинов он старался
направлять речь на физику, геологию или химию, так как все другие предметы,
даже хозяйственные, не говоря уже о политичес­ких, могли повести если не к
столкновени­ям, то к взаимному неудовольствию.

А вот еще одна ситуация.

Иногда Базаров отправлялся на
деревню и, подтрунивая по обыкновению, вступал в беседу с каким-нибудь мужиком.
«Ну, — го­ворил он ему, — излагай свои воззрения на жизнь, братец: ведь в вас,
говорят, сила и будущность России, от вас начнется новая эпоха в истории, — вы
нам дадите и, язык настоящий и законы». Мужик либо не отве­чал ничего, либо
произносил слова вроде следующих: «А мы могим… Тоже, потому, зна­чит… какой
положен у нас, примерно, пре­дел». — «Ты мне растолкуй, что такое есть ваш мир?
— перебивал его Базаров, — и тот ли это самый мир, что на трех рыбах стоит?»

— Это, батюшка, земля стоит на трех
ры­бах, — успокоительно, с патриархально-доб­родушною певучестью, объяснял
мужик. — а против нашего, то есть, миру, известно, гос­подская воля; потому вы
наши отцы, А чем строже барин взыщет, тем милее мужику.

Выслушав подобную речь, Базаров
однаж­ды презрительно пожал плечами и отвер­нулся, а мужик побрел восвояси.

— О чем толковал? — спросил у него
другой мужик средних лет и угрюмого вида, издали, с порога своей избы,
присутствовавший при бе­седе с Базаровым. — О недоимке, что ль?

— Какое о недоимке, братец ты кой! —
отвечал первый мужик, и в голосе его уже не было следа патриархальной
певучести, а, напротив, слышалась какая-то небрежная су­ровость, — так, болтал
кое-что; язык поче­сать захотелось. Известно, барин, разве он что понимает?

— Где понять! — отвечал другой
мужик, и, тряхнув шапками и осунув кушаки, оба они принялись рассуждать о своих
делах и нуждах.

Задание 3. Скажите, получился ли
разговор у База­рова с мужиком? Если нет, то почему?

Базаров и мужик при общении
использовали рус­ский язык, но не понимали друг друга. Это объясня­ется тем,
что национальный русский язык — явле­ние сложное.

Высшая его форма — литературный
язык, кото­рым владеют люди, получившие образование. Затем, как средство
общения в среде недостаточно грамот­ных людей, преимущественно жителей городов,
ис­пользуется просторечие, а в сельской местности, осо­бенно в деревнях, —
различные диалекты. Существу­ют еще жаргоны. Есть профессиональные жаргоны,
молодежные (школьный, студенческий), жаргон во­ровской, тюремный.

Речь Базарова строится по нормам
литературно­го языка, в ней встречаются отвлеченные, книжные слова, непонятные
собеседнику: воззрение, будущ­ность, излагать, эпоха, история, закон. Базаров
упот­ребляет слово мир в значении «земной шар, Земля», а мужик толкует его
по-своему. Ему известно толь­ко одно значение — «община, общество крестьян». Не
поняв Базарова, он не знает, что отвечать. Его пер­вая реплика сбивчива,
состоит почти из одних ввод­ных слов, местоимений, союзов. Ответ же на второй
вопрос более осмыслен, но он строится как бы по по­словице: «Я ему про Фому, а
он мне про Ерему».

Когда же заговорили два мужика, то
они сразу нашли общий язык, и не только потому, что объясня­лись на знакомом
деревенском просторечии или местном диалекте, но и потому, что они одинаково
мыслили, их волновали одни и те же вопросы.

Обратим внимание еще на одно
условие. Но преж­де процитируем вновь И.С. Тургенева:

Рудин слушал, покуривая папироску, и
мол­чал, лишь изредка вставлял в речь разболтав­шейся барыни небольшие
замечания. Он умел и любил говорить; вести разговор было не по нем, но он умел
также слушать. Всякий, кого он только не запугивал сначала, доверчиво рас­пускался
в его присутствии: так охотно и одоб­рительно следил он за нитью чужого
рассказа.

Вот что важно: Рудин умел слушать, к
тому же слушать «охотно и одобрительно». Уметь слушать, как и уметь говорить, —
тоже искусство, которому надо учиться.

Задание 4. Перечислите условия,
необходимые для эффективного общения.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ