1.4. Изречения народной мудрости об общении :: vuzlib.su

1.4. Изречения народной мудрости об общении :: vuzlib.su

83
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


1.4. Изречения народной мудрости об общении

.

1.4. Изречения народной мудрости об
общении

Назначение коммуникативно-речевого
акта в жизни общества (социума), в жизни человека; эти­ка общения; условия его
эффективности давно привлекали внимание народа, создателя и носителя
национального русского языка. Свое суждение обо всем этом народ выразил в
метких, емких, образных пословицах и поговорках. На что же они обращают наше
внимание, чему учат?

Речь, беседа, любой вид общения
издавна ценят­ся за содержательность, они должны иметь внутрен­ний смысл. Не
случайно в древнерусском языке одно из значений слова смысл было «разум, рассу­док,
ум». В таком значении оно оставалось извест­ным и в XIX в. Вспомним строчки из
«Руслана и Людмилы» А.С. Пушкина: «Руслан томился молча­ливо,/И смысл и память
потерял». Таким образом, содержательность речи зависит от степени умствен­ного
развития говорящих, от их интеллекта. Это под­тверждает и пословица «Красно поле
пшеном, а бесе­да умом».

Содержательные лекции, выступления,
диалоги приносят человеку радость, обогащают новыми зна­ниями. Недаром народ
говорит: Хорошую речь хоро­шо и слушать, В чужой беседе всяк ума наберется.
Пословицы имеют в виду не пустословие, а содержа­тельный, умный разговор.

Отсюда предупреждение, определяющее
отноше­ние к слову, речи, языку: Когда говоришь — ду­май, Слово не зря
молвится, Не следует слова тратить попусту, Коня на вожжах удержишь, а сло­ва с
языка не воротишь. И в этих пословицах оза­боченность о содержательной стороне
речи: обду­май то, что хочешь сказать; слова подбирай соот­ветственно смыслу.

Сколько юмора, иронии заключает в
себе пого­ворка Из пустого в порожнее переливать! Пустое дело подобно пустому
разговору. И от того и от другого никакой пользы. Наговорили, что навари­ли, а
глянь — ан нет ничего; Во многословии не без пустословия; Много наговорено, да
мало сказа­но. Как видим, пословицы порицают бессодержа­тельные речи,
разговоры, ничего не дающие ни уму, ни сердцу.

Чтобы речь была содержательной,
информативной, обогащала слушателей, привлекала их внимание, важ­но, работая
над ее текстом, осмыслить:

— какие положения будут развиты;

— что нового вносится в решение
вопроса;

— что остается спорным и требует
дальнейших размышлений;

— насколько высказываемые мысли
аргументи­рованы;

— какова авторская позиция.

Поскольку в общении участвуют по
меньшей мере два человека, то от них во многом зависит, каким будет общение.

Каждый по своему опыту знает, что
собеседники бывают разные. С одними нам легко вести разговор, а с другими
тяжело; одному можно рассказать обо всем, поделиться самым сокровенным, а
другому даже о незначительных событиях из личной жизни поос­тережешься
говорить.

Пословицы подчеркивают, какими
качествами дол­жен обладать собеседник, чтобы беседа приносила удов­летворение,
не была в тягость: Умей вовремя сказать, вовремя смолчать, т. е. знай меру в
разговоре, не утом­ляй собеседника, дай возможность и ему высказать­ся. Очень
неприятно, когда тебя не слушают. Но еще хуже, когда один из участников
диалога, не дослушав своего собеседника, включается в разговор и одновре­менно
начинают звучать два голоса. Такое общение похоже скорее на базар, а не на
беседу уважающих друг друга людей. Особенно плохо, когда подобное на­блюдается
на собраниях, школьных диспутах, при об­суждении какого-то вопроса в классе.
Пословица пре­дупреждает: Петь хорошо вместе, а говорить порознь. Что ценит
народ в собеседнике, что порицает? От­вет находим в пословицах: Он на ветер
слов не бро­сает; За словом в карман не полезет. Ответствен­ное отношение к
сказанному, отсутствие пустозвон­ства, похвальбы, находчивость при разговоре —
по­ложительные качества говорящего. А вот всезнай­ство (у него на всякий спрос
есть ответ), неумение и нежелание понять собеседника (говорить на раз­ных
языках; их разговор — разговор глухих); уп­рямство в отстаивании своих суждений
(с ним натощак не сговоришься; с тобой надо говорить горо­ху наевшись);
отсутствие логики в разговоре (я ему про Фому, а он мне про Ерему); непоследовательность
изложения, противоречивость высказывания (начал за здравие, а кончил за
упокой); чрезмерная болтли­вость (ты ему слово, а он тебе десять) — все эти
качества нежелательные, не создающие комфорта при общении.

Русский народ отрицательно относится
к ссорам, которые нередко возникают между говорящими. Пословица предупреждает:
Лучше ногою запнуться, нежели языком. Поэтому следует быть особенно ос­торожным,
в выборе слов, помнить: Слово не стрела, но пуще стрелы разит; Рана от ножа
залечивает­ся, передраной, нанесенной словом, врач бессилен; От одного слова —
да на век ссора.

Пословицы призывают быть
милосердным, уметь сопереживать, понимать чужую беду, чужое горе, быть
терпеливым по отношению к другим, не забывать: Ссора до добра не доводит; В
ссорах да во вздорах пути не бывает; Много бранился, а добра не добился.

Но если ссоры не удалось избежать,
пословицы призывают к примирению: Всякая ссора красна миром; С кем побранюсь, с
тем и помирюсь; Кстати бранись, а и не кстати мирись; С людьми мирись, а с
грехами бранись.

Слово браниться многозначно. Помимо
значения «ссориться» оно означает «произносить бранные слова, ругаться».
Отношение к брани у народа двойственное. С одной стороны, пословицы
подчеркивают, что брань — обычное дело: Брань не запас, а без нее ни на час.
Она особого вреда не приносит: Брань не дым — глаз не выест; Брань очей не
выест; Брань на вороту не виснет. Она как бы даже помогает в работе, без нее не
обойдешься: Не выругавшись, дела не сделаешь; Не обругавишсъ, и замка в клети
не отопрешь.

С другой стороны, пословицы
предостерегают: Спорить спорь, а браниться грех; Не бранись: что исходит из
человека, то его и поганит; Брань не смола, а саже сродни: не льнет, так
марает; С бра­ни люди сохнут, а с похвалы толстеют; Горлом не возьмешь, бранью
не выпросишь,

Bee имеет конец. Как ни интересно
бывает обще­ние, как ни забываем мы о времени, увлеченные бе­седой, важно не
затянуть разговор, вовремя его пре­кратить, На это указывают пословицы: Сколько
ни толковать, а всего не перетолковать; Сколько ни говорить, а с разговору
сытым не быть.

Как мудры и поучительны народные
изречения! Трудно, а чаще всего к невозможно сказать, когда каждая из них
появилась, сколько столетий назад. Ясно одно: созданные мудростью народа,
проверен­ные жизнью и опытом в течение многих десятиле­тий и даже веков, они —
одно из могучих средств выражения духовной жизни русского народа, его дум,
чаяний, стремлений. Знакомство е пословица­ми приобщает человека к народному
творчеству, помогает глубже познать сам народ и его язык, многому научиться.

Общение и общество  — родственные
слова. Имен­но объединение людей, их совместная работа, добывание пищи, защита
от нападений, стихийных бедствий и породили необходимость общения. Слово
общение (как и общество) восходит к слову общий. Это не слу­чайно. При общении
должна быть общая необходи­мость и заинтересованность в передаче и получении
информации, общая тема разговора, но самое глав­ное — общий язык с его системой
звуков и знаков, с особым «голосом», позволяющим передать самые тон­чайшие
оттенки мыслей и чувств человека.

Задание 5. Расскажите, что вы узнали
об общении? Почему общение относится к социальным явлениям?

Задание 6. Скажите, какие уроки вы
извлекли для себя из данной темы?

Задание 7. Используя пословицы,
назовите поло­жительные и отрицательные качества участников раз­говора. Какие
из пословиц вы бы отнесли к себе, к кому-то из своих друзей, товарищей?

Задание 8. Прочитайте фразеологизмы
со сло­вом язык. Выпишите те из них, которые характеризуют говорящего, разделив
их на две группы: положительно оценивающие и отрицательно.

Выпишите сочетания, в которых слово
язык имеет значение «подвижный мышечный орган в полости рта». Придумайте с ними
предложения.

Боек на язык. Держать язык за
зубами/на при­вязи. Длинный язык. Закусить/прикусить язык. Злой на язык.
Вертится на языке. Находить общий язык. Придержать язык. Остер на язык.
Проглотить язык. Попадать на язык. Развязать язык. Распускать язык. Сорвалось с
языка. Просится на язык. Тянуть/ дергать за язык. Типун тебе на язык. Хорошо
приве­шенный/подвешенный язык. Язык заплетается. Язык без костей. Язык
прилип/присох к гортани. Язык не повернется/не поворачивается сказать. Языком
трепать/чесать/болтать/молоть. Язык проглотить. Язык чешется. Язык сломаешь.
Язык отнялся. Уко­ротить язык. Укороти язык! Черт дернул за язык. Бегать
высунув/высуня/высунувши язык. Будто/ словно/точно корова языком слизнула. Как
языком слизнуло. Показывать/показать язык. Язык на пле­че. Вертится на языке/на
кончике языка. Дать волю языку. Не сходит с языка (у кого). Эзоповский/эзо­пов
язык. Говорить на разных языках.

Задание 9. Скажите, как вы понимаете
выражения: находить общий язык; дать волю языку; говорить на разных языках;
эзопов язык.

Опишите ситуации, которые можно
охарактеризо­вать приведенными выше фразеологизмами,

Задание 10. Прочитайте пословицы и
поговорки со словом язык. Раскройте смысл каждого изречения.

Выпишите пословицы, в которых
говорится о языке как средстве общения.

Язык мой враг мой: прежде ума
глаголет. Ешь пирог с грибами, да держи язык за зубами. Языком мели, а рукам
воли не давай. Язык до Киева дове­дет. Мал язык, да всем телом владеет. Шила и
мыла, гладила и катала, пряла и лощила, да все языком. Не спеши языком,
торопись делом. Языком и лаптя не сплетешь. На языке мед, а под языком лед. Не
ножа бойся, а языка.

Задание 11. Прочитайте пословицы и
поговорки со словом речь. Объясните их значение. Выпишите те на­родные
изречения, которые характеризуют говорящего.

Речи слышали, да дела не видим.
Речи, что снег, а дела, что сажа. Речи, что мед, а дела, что полынь. Не о том
речь, что некуда лечь, а о том речь, что нечего печь. Глупая речь не пословица.
Не спеши голову рубить, прикажи наперед речь говорить. Речист, да на руку
нечист. Вы люди речисты, вам все пути чи­сты; мы люди бессловесны, нам все
проходы тесны.

Задание 12. Напишите сочинение на
тему: «Посло­вицы об общении».

Задание 13. Опишите несколько
ситуаций вашего общения (с товарищами по школе, с родными или с кем-либо),
которые в каком-то отношении интересны, по­учительны. Используйте в сочинении
пословицы, фра­зеологизмы.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ