ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
2.5. Символические жесты
.
2.5. Символические жесты
Вы, несомненно, не один раз были в
театре, на концерте, смотрели выступление актеров по телевидению. Вспомните,
как они жестикулируют, заканчивая выступление, прощаясь с публикой. Самый
частый жест — поклоны как символ благодарности за теплый прием, за
аплодисменты. Или, стоя на авансцене, актер широко разводит руки в стороны, как
бы заключая в свои объятья сидящих в зале. Используется еще такой жест: руку
(руки) прижимают к груди и низко кланяются. Этот жест символизирует сердечное
отношение, любовь актера к зрителям.
Вспомните передачу КВН. Ведущий
Александр Масляков представляет членов жюри. Один, когда называют его, встает,
поворачивается к сидящим в зале и делает кивок головой; другой поднимает обе
руки вверх, соединяет ладони и покачивает руками; третий кланяется; четвертый
приветственно машет рукой. Такие жесты условны, и называются они
символическими.
Если изобразительный жест связан с
конкретными признаками, то жест-символ связан с абстракцией. Его содержание
понятно только какому-то народу или определенному коллективу. Это приветствие,
прощание, утверждение, отрицание, призыв к молчанию, предвкушение приятного.
Так, для русских знаком согласия служит
покачивание головой вперед-назад, а для болгар — влево-вправо. О различии
между жестом прощания во Франции и в России узнаем из произведения И.С.
Тургенева «Новь»:
Нежданов наклонил голову, а Сипягин
простился с ним на французский манер, несколько раз сряду быстро поднес руку
к собственным губам и носу и пошел далее, бойко размахивая тростью и
посвистывая — вовсе не как важный чиновник или сановник, а как добрый русский.
Высказывания могут сопровождаться не
одним, а несколькими жестами. Возьмем предложение Меня это не касается. При
слове меня используется указательный жест (ладонь движется к середине груди,?,
это сопровождается тоже указательным жестом (рука отбрасывается вперед от себя
ладонью вверх), сочетание не касается — символическим жестом (покачивание рукой
из стороны в сторону).
Задание 20. Найдите в материале для
справки описание жестов, которые соответствуют содержанию приведенных
предложений. Воспроизведите каждый из указанных жестов.
1. Вареники лепят вот так. 2. Ну,
это что-то такое огромное, необъятное. 3. Замкнутый круг какой-то. 4. Машинка
шьет зигзагами. 5. Есть у вас дырокол? 6. Его надо держать крепко, а то
разболтается. 7. Полюбуйтесь-ка на него.
Материал для справки: вытянутая
ладонь; указательным пальцем правой руки описывается круг; разводящие движения
обеими руками в воздухе; сжатый кулак; движение в воздухе указательным пальцем
налево-направо, снизу вверх или сверху вниз; движение сжатой в кулак правой
руки вниз с нажимом; защипывающие движения пальцами.
Задание 21. Определите, какие жесты
могут быть использованы при произнесении фраз.
1. Все это не для меня. 2, Стучат,
стучат и вверху и внизу. 3. Пришли и те и другие. 4, Пусть это останется между
нами. 5. Мы-то с тобой поймем друг друга. 6. Пускай, пускай, оставь его. 7. Да
что там, ну пусть. 8. Избавьте меня от этого, я этого не хочу. 9. Нет-нет, ни
за что! 10. Так все напутано, такая неразбериха. 11. Никто ничего не поймет,
полная сумятица. 12. Все это не совсем так. 13. Тут как-то все, знаете, эдак.
В художественной литературе мастера
слова, изображая героев, передавая их разговоры, беседы, споры, описывают и
жесты, которыми сопровождается речь. Жест героя — немаловажная деталь в его
характеристике.
Задание 22. Определите, к какому
виду жестов (ритмический, указательный, эмоциональный, изобразительный,
символический) относится каждый жест, описанный И.С. Тургеневым в романе
«Новь»:
1. — И откуда взялся черномазый,
паскудный, нудный, усы как у таракана… — тут Пуфка показала своими толстыми
короткими пальцами, какие у него усы.
2. Соломин повел сперва одним плечом
— потом другим; у него была такая повадка, когда он не тотчас решался
отвечать.
— Без сомнения, — промолвил он,
наконец, — вы, господин Паклин, обиды никому причинить не можете — и не
желаете; и к господину Голушкину почему же нам не пойти? Мы, я полагаю, там с
таким же удовольствием проведем время, как и у ваших родственников; да и с
такой же пользой.
Паклин погрозил ему пальцем.
— О! Да и вы, я вижу, злой!
3. — За наше… наше предприятие! —
воскликнул Голушкин, мигая при этом глазами и указывая головою на слугу, как
бы давая знать, что в присутствии чужого надо быть осторожным!
4. — Я вот к нему, — он указал на
Маркелова, который стоял неподвижно, скрестив руки на груди.
5. — Ах, если б кто-нибудь мог
почувствовать, до какой степени я несчастлив! — Маркелов ударил себя кулаком в
грудь, и в ней словно что застонало. — Нежданов! Будь великодушен! Дай мне
руку… Не откажись простить меня!
Нежданов протянул ему руку —
нерешительно, но протянул. Маркелов стиснул ее так, что тот чуть не вскрикнул.
6. — Ведь если взвешивать наперед
все последствия, — наверное между ними будут какие-либо дурные. Например,
когда наши предшественники устроили освобождение крестьян — что ж? могли они
предвидеть, что одним из последствий этого освобождения будет появление целого
класса помещиков-ростовщиков, которые продают мужику четверть прелой ржи за
шесть рублей, а получают с него (тут Маркелов пригнул один палец): во-первых,
работу на все шесть рублей, да сверх того (Маркелов пригнул другой палец) —
целую четверть хорошей ржи — да еще (Маркелов пригнул третий) с прибавком! то
есть высасывают последнюю кровь из мужика!
7. — Да, я решился! — повторил он, с
размаху ударив по колену своим волосатым, смуглым кулаком, — я ведь упрямый…
Я недаром наполовину малоросс.
— Ну, так чем же вы решили? —
Нежданов по жал плечами.
— Да я тебе сказал уже, что пока —
ничем, надо будет еще подождать.
8. — Гм! — произнес Сипягин. — Это
ты про студентика?
— Про господина студента.
— Гм! Разве у него тут (он повертел
рукой около лба) — что-нибудь завелось? А?
9. Лишь только Соломин переступил
порог, Сипягин, на которого он едва не наткнулся, протянул ему обе руки и,
любезно осклабясь и пошатывая головою, радушно приговаривая — «вот как мило…
с вашей стороны… как я вам благодарен» — подвел его к Валентине Михайловне.
Задание 23. Скажите, о каких жестах
пишет в «Кратком руководстве к риторике» М.В. Ломоносов. Когда они
используются и что означают?
Что ж надлежит до положения частей
тела, то во время обыкновенного слова, где не изображаются никакие страсти,
стоят искусные риторы прямо и почти никаких движений не потребляют, а когда что
сильными доводами доказывают и стремительными или нежными фигурами речь свою
предлагают, тогда изображают оную купно руками, очами, головою и плечьми.
Протяженными кверху обеими руками или одною приносят к богу молитву или
клянутся и присягают; отвращенную от себя ладонь протягивая, увещевают и
отсылают; приложив ладонь к устам, назначают молчание. Протяженною же рукою
указуют; усугубленным оныя тихим движением кверху и книзу показывают важность
вещи; раскинув оные на обе стороны, сомневаются или отрицают; в грудь ударяют в
печальной речи; кивая перстом, грозят и укоряют. Очи кверху возводят в молитве
и восклицании, отвращают при отрицании и презрении, сжимают в иронии и посмеянии,
затворяют, представляя печаль и слабость. Поднятием головы и лица кверху
знаменуют вещь великолепную или гордость; голову опустивши, показывают печаль и
унижение; ею тряхнувши, отрицают. Стиснувши плечи, боязнь, сомнение и отрицание
изображают.
Жесты, как и слова, бывают сильно
экспрессивными, придают речи грубоватый, просторечный характер. Такими
жестами, например, считаются: поднятый большой палец, когда остальные сжаты в
кулак, — «высшая оценка чего-либо»; щелканье пальцем по шее с правой стороны
— «выпить бы»; кручение пальцем около виска — «из ума выжил», «разума
лишился».
При всем разнообразии жестов, их
вариативности, проявляется устойчивость в их воплощении. Однако бывают
случаи, когда характер жеста несколько изменяется, утрачивает свою
национальную окраску. Так, за последние тридцать лет жест прощания (махание
кистью руки вперед-назад) заменился движением руки влево-вправо в одной
плоскости с ладонью, обращенной к уходящим. Этот жест заимствован с Запада. Но
дети, когда им говорят: «Помаши тете ручкой», еще старательно машут так, как
махали при прощании с давних пор на Руси.
В последнее время ученые-лингвисты
ввели термин «звуковой жест». Конечно, слово жест употребляется в данном
случае условно. Звуковой жест — элемент устной речи, назначение которого похоже
на назначение обычного жеста. Так, в предложении Я зацепилась, и чулок тррр и
поехал звукосочетание тррр совпадает по своему значению с жестом, обозначающим
«плавное движение руки слева направо», который изображает, как спускались петли
на чулке. Другой пример: Я уезжаю… Ту-ту… Звуковой жест тпу-тпу
первоначально имитировал гудок паровоза, но затем приобрел обобщенное значение
и стал знаком поездки независимо от вида транспорта.
Звуковой жест нередко сопровождается
жестом в прямом смысле. Например, выражая укор, произносят Ай-ай-ай! и
одновременно с этим качают головой. Призывом к молчанию служит звуковой жест
Тсс! или собственно жест — прижатый к губам палец, а чаще и то и другое
одновременно. Вот пример из произведения И.С. Тургенева:
— Запретили бы об этом говорить? —
переспросила Марина.
— Да! Я бы сказал публике: интересоваться
не мешаю… но говорить… Тссс! — Он поднес палец к губам.
Задание 24. Все участники делятся на
пары. Один из пары изображает какой-либо жест, а другой его разгадывает,
определяет значение и тип жестов, к которому он относится. После демонстрации
10-15 жестов участники меняются ролями.
Задание 25. В каждой паре участники
встают друг против друга. Один из них — «зеркало». Другой перед «зеркалом»
жестикулирует, а «зеркало» тут же жесты воспроизводит. Затем участники меняются
ролями.
.