2.5. Символические жесты :: vuzlib.su

2.5. Символические жесты :: vuzlib.su

26
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


2.5. Символические жесты

.

2.5. Символические жесты

Вы, несомненно, не один раз были в
театре, на концерте, смотрели выступление актеров по теле­видению. Вспомните,
как они жестикулируют, за­канчивая выступление, прощаясь с публикой. Са­мый
частый жест — поклоны как символ благо­дарности за теплый прием, за
аплодисменты. Или, стоя на авансцене, актер широко разводит руки в стороны, как
бы заключая в свои объятья сидящих в зале. Используется еще такой жест: руку
(руки) прижимают к груди и низко кланяются. Этот жест символизирует сердечное
отношение, любовь акте­ра к зрителям.

Вспомните передачу КВН. Ведущий
Александр Масляков представляет членов жюри. Один, когда называют его, встает,
поворачивается к сидящим в зале и делает кивок головой; другой поднимает обе
руки вверх, соединяет ладони и покачивает рука­ми; третий кланяется; четвертый
приветственно машет рукой. Такие жесты условны, и называются они
символическими.

Если изобразительный жест связан с
конкретны­ми признаками, то жест-символ связан с абстракци­ей. Его содержание
понятно только какому-то наро­ду или определенному коллективу. Это приветствие,
прощание, утверждение, отрицание, призыв к молча­нию, предвкушение приятного.

Так, для русских знаком согласия служит
пока­чивание головой вперед-назад, а для болгар — вле­во-вправо. О различии
между жестом прощания во Франции и в России узнаем из произведения И.С.
Тургенева «Новь»:

Нежданов наклонил голову, а Сипягин
про­стился с ним на французский манер, несколь­ко раз сряду быстро поднес руку
к собствен­ным губам и носу и пошел далее, бойко размахивая тростью и
посвистывая — вовсе не как важный чиновник или сановник, а как добрый русский.

Высказывания могут сопровождаться не
одним, а несколькими жестами. Возьмем предложение Меня это не касается. При
слове меня используется ука­зательный жест (ладонь движется к середине груди,?,
это сопровождается тоже указательным жестом (рука отбрасывается вперед от себя
ладонью вверх), сочетание не касается — символическим жестом (покачивание рукой
из стороны в сторону).

Задание 20. Найдите в материале для
справки опи­сание жестов, которые соответствуют содержанию при­веденных
предложений. Воспроизведите каждый из указанных жестов.

1. Вареники лепят вот так. 2. Ну,
это что-то такое огромное, необъятное. 3. Замкнутый круг какой-то. 4. Машинка
шьет зигзагами. 5. Есть у вас дыро­кол? 6. Его надо держать крепко, а то
разболтается. 7. Полюбуйтесь-ка на него.

Материал для справки: вытянутая
ладонь; ука­зательным пальцем правой руки описывается круг; разводящие движения
обеими руками в воздухе; сжатый кулак; движение в воздухе указательным пальцем
налево-направо, снизу вверх или сверху вниз; движение сжатой в кулак правой
руки вниз с нажимом; защипывающие движения пальцами.

Задание 21. Определите, какие жесты
могут быть использованы при произнесении фраз.

1. Все это не для меня. 2, Стучат,
стучат и вверху и внизу. 3. Пришли и те и другие. 4, Пусть это оста­нется между
нами. 5. Мы-то с тобой поймем друг друга. 6. Пускай, пускай, оставь его. 7. Да
что там, ну пусть. 8. Избавьте меня от этого, я этого не хочу. 9. Нет-нет, ни
за что! 10. Так все напутано, такая не­разбериха. 11. Никто ничего не поймет,
полная су­мятица. 12. Все это не совсем так. 13. Тут как-то все, знаете, эдак.

В художественной литературе мастера
слова, изображая героев, передавая их разговоры, беседы, споры, описывают и
жесты, которыми сопровожда­ется речь. Жест героя — немаловажная деталь в его
характеристике.

Задание 22. Определите, к какому
виду жестов (рит­мический, указательный, эмоциональный, изобрази­тельный,
символический) относится каждый жест, опи­санный И.С. Тургеневым в романе
«Новь»:

1. — И откуда взялся черномазый,
паскудный, нудный, усы как у таракана… — тут Пуфка показа­ла своими толстыми
короткими пальцами, какие у него усы.

2. Соломин повел сперва одним плечом
— по­том другим; у него была такая повадка, когда он не тотчас решался
отвечать.

— Без сомнения, — промолвил он,
наконец, — вы, господин Паклин, обиды никому причинить не можете — и не
желаете; и к господину Голушкину почему же нам не пойти? Мы, я полагаю, там с
таким же удовольствием проведем время, как и у ваших родственников; да и с
такой же пользой.

Паклин погрозил ему пальцем.

— О! Да и вы, я вижу, злой!

3. — За наше… наше предприятие! —
восклик­нул Голушкин, мигая при этом глазами и указывая головою на слугу, как
бы давая знать, что в присут­ствии чужого надо быть осторожным!

4. — Я вот к нему, — он указал на
Маркелова, который стоял неподвижно, скрестив руки на груди.

5. — Ах, если б кто-нибудь мог
почувствовать, до какой степени я несчастлив! — Маркелов ударил себя кулаком в
грудь, и в ней словно что застона­ло. — Нежданов! Будь великодушен! Дай мне
руку… Не откажись простить меня!

Нежданов протянул ему руку —
нерешительно, но протянул. Маркелов стиснул ее так, что тот чуть не вскрикнул.

6. — Ведь если взвешивать наперед
все послед­ствия, — наверное между ними будут какие-либо дурные. Например,
когда наши предшественники устроили освобождение крестьян — что ж? могли они
предвидеть, что одним из последствий этого освобож­дения будет появление целого
класса помещиков-ростовщиков, которые продают мужику четверть пре­лой ржи за
шесть рублей, а получают с него (тут Маркелов пригнул один палец): во-первых,
работу на все шесть рублей, да сверх того (Маркелов при­гнул другой палец) —
целую четверть хорошей ржи — да еще (Маркелов пригнул третий) с прибавком! то
есть высасывают последнюю кровь из мужика!

7. — Да, я решился! — повторил он, с
размаху ударив по колену своим волосатым, смуглым кулаком,  — я ведь упрямый…
Я недаром наполовину малоросс.

— Ну, так чем же вы решили? —
Нежданов по жал плечами.

— Да я тебе сказал уже, что пока —
ничем, надо будет еще подождать.

8. — Гм! — произнес Сипягин. — Это
ты про студентика?

— Про господина студента.

— Гм! Разве у него тут (он повертел
рукой около лба) — что-нибудь завелось? А?

9. Лишь только Соломин переступил
порог, Сипя­гин, на которого он едва не наткнулся, протянул ему обе руки и,
любезно осклабясь и пошатывая головою, радушно приговаривая — «вот как мило…
с вашей стороны… как я вам благодарен» — подвел его к Валентине Михайловне.

Задание 23. Скажите, о каких жестах
пишет в «Крат­ком руководстве к риторике» М.В. Ломоносов. Когда они
используются и что означают?

Что ж надлежит до положения частей
тела, то во время обыкновенного слова, где не изображаются никакие страсти,
стоят искусные риторы прямо и почти никаких движений не потребляют, а когда что
сильными доводами доказывают и стремитель­ными или нежными фигурами речь свою
предлага­ют, тогда изображают оную купно руками, очами, го­ловою и плечьми.
Протяженными кверху обеими руками или одною приносят к богу молитву или
клянутся и присягают; отвращенную от себя ладонь протягивая, увещевают и
отсылают; приложив ла­донь к устам, назначают молчание. Протяженною же рукою
указуют; усугубленным оныя тихим дви­жением кверху и книзу показывают важность
вещи; раскинув оные на обе стороны, сомневаются или отрицают; в грудь ударяют в
печальной речи; кивая перстом, грозят и укоряют. Очи кверху воз­водят в молитве
и восклицании, отвращают при отрицании и презрении, сжимают в иронии и по­смеянии,
затворяют, представляя печаль и слабость. Поднятием головы и лица кверху
знаменуют вещь великолепную или гордость; голову опустивши, показывают печаль и
унижение; ею тряхнувши, отрицают. Стиснувши плечи, боязнь, сомнение и отрицание
изображают.

Жесты, как и слова, бывают сильно
экспрессив­ными, придают речи грубоватый, просторечный ха­рактер. Такими
жестами, например, считаются: под­нятый большой палец, когда остальные сжаты в
ку­лак, — «высшая оценка чего-либо»; щелканье паль­цем по шее с правой стороны
— «выпить бы»; кру­чение пальцем около виска — «из ума выжил», «ра­зума
лишился».

При всем разнообразии жестов, их
вариативнос­ти, проявляется устойчивость в их воплощении. Од­нако бывают
случаи, когда характер жеста несколь­ко изменяется, утрачивает свою
национальную ок­раску. Так, за последние тридцать лет жест проща­ния (махание
кистью руки вперед-назад) заменился движением руки влево-вправо в одной
плоскости с ладонью, обращенной к уходящим. Этот жест заим­ствован с Запада. Но
дети, когда им говорят: «Пома­ши тете ручкой», еще старательно машут так, как
махали при прощании с давних пор на Руси.

В последнее время ученые-лингвисты
ввели тер­мин «звуковой жест». Конечно, слово жест употреб­ляется в данном
случае условно. Звуковой жест — элемент устной речи, назначение которого похоже
на назначение обычного жеста. Так, в предложении Я зацепилась, и чулок тррр и
поехал звукосочетание тррр совпадает по своему значению с жестом, обозна­чающим
«плавное движение руки слева направо», который изображает, как спускались петли
на чулке. Другой пример: Я уезжаю… Ту-ту… Звуковой жест тпу-тпу
первоначально имитировал гудок паровоза, но затем приобрел обобщенное значение
и стал знаком поездки независимо от вида транспорта.

Звуковой жест нередко сопровождается
жестом в прямом смысле. Например, выражая укор, произ­носят Ай-ай-ай! и
одновременно с этим качают голо­вой. Призывом к молчанию служит звуковой жест
Тсс! или собственно жест — прижатый к губам па­лец, а чаще и то и другое
одновременно. Вот пример из произведения И.С. Тургенева:

— Запретили бы об этом говорить? —
переспросила Марина.

— Да! Я бы сказал публике: интересо­ваться
не мешаю… но говорить… Тссс! — Он поднес палец к губам.

Задание 24. Все участники делятся на
пары. Один из пары изображает какой-либо жест, а другой его раз­гадывает,
определяет значение и тип жестов, к которо­му он относится. После демонстрации
10-15 жестов уча­стники меняются ролями.

Задание 25. В каждой паре участники
встают друг против друга. Один из них — «зеркало». Другой перед «зеркалом»
жестикулирует, а «зеркало» тут же жесты воспроизводит. Затем участники меняются
ролями.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ