4. Разговорно-обиходный стиль :: vuzlib.su

4. Разговорно-обиходный стиль :: vuzlib.su

24
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


4. Разговорно-обиходный стиль

.

4. Разговорно-обиходный стиль

Петербург 13 августа, понедельник.

Милый мой голубчик Анечка, получил
твое ми­лое письмо, и очень мне грустно было читать, как детишки заплакали,
когда я уехал. Милые голубчи­ки! Скажи им сейчас же, что папа их помнит, целует
и в Петербург зовет. Обнимаю и целую беспрерывно и благословляю. Я, Аня, все
нездоров: нервы очень раздражены, а в голове как тукан, все точно кружит­ся.
Никогда еще даже после самых сильных припад­ков не бывало со мной такого
состояния. Очень тя­жело. <...> Точно сон и дремота и меня все разбу­дить
не могут. Отдохнуть бы надо хоть недельки две от работы и заботы беспрерывной —
вот что… (Дос­тоевский Ф.М. Поли. собр. соч.: В 30 т. Т. 29. Кн. 1 М., 1986. С. 289).

В тексте письма в основном
используется нейт­ральная лексика, хотя есть и разговорные слова (папа, хоть, надо).
Эмоциональный характер тексту прида­ют слова с оценочными суффиксами (голубчик,
голуб­чики, Анечка, неделька), глаголы, передающие состоя­ние автора (помнит,
целует, благословляет), образ­ные средства языка, например сравнения (в голове
как туман, точно сон и дремота), экспрессивное об­ращение (милый мой голубчик
Анечка, милые голуб­чики). Для синтаксиса текста характерно использо­вание
различных типов предложений, свободного порядка слов. Есть предельно краткие
предложения (Очень тяжело), встречаются даже незаконченные (вот что …).

Каждый конкретный акт речевой
деятельности требует совершенно определенных средств выраже­ния. Говорящие
должны следить за тем, чтобы слова, употребляемые ими, были по своим
стилистическим свойствам однородны, чтобы не возникал стилевой разнобой, а
использование стилистически окрашен­ных слов было оправдано целью высказывания.

Книжные, разговорные слова,
правильно введен­ные в ткань высказывания, придают речи особый колорит,
повышают ее выразительность, экспрессив­ность. Однако далеко не все в
достаточной степени обладают языковым чутьем, чувством меры в исполь­зовании
стилистически окрашенной лексики.

Например: «Но Славик не удивлялся
этому. Пос­ле того как он уехал из Красной Поляны и поступил учиться в
техникум, он вообще перестал удивляться чудесам, происходившим вокруг него. Его
сознание и все элементы восприятия мира как бы очутились в другой плоскости».
Первые два предложения на­писаны в разговорном стиле, последнее — в книж­ном,
что и создает разностильность.

Другой пример: «А когда вечером они
разогре­вали загустевшее за день — аж ложка стоит — ва­рево, небо блистало в
окнах ясными слезами звезд». И в этом предложении поэтические слова блистало,
ясные слезы звезд не гармонируют с просторечными и разговорно-бытовыми аж,
варево, ложка.

Употребление разностилевой лексики,
немотивиро­ванное использование разговорных и просторечных слов — довольно
распространенная стилистическая ошибка, часто встречающаяся в школьных сочине­ниях.
Например: «Андрею Болконскому, человеку с передовыми взглядами, светское
общество не родня»; «Павел Власов еще пуще сплачивает своих друзей»; «Они
активно трудились на ферме».

Совершенно недопустимо употребление
разговор­ной и просторечной лексики в текстах официально-делового стиля.
Приведем примеры.

Судебный акт: «Хищения производились
путем непосредственного изъятия из кладовки (надо: кла­довой), продажи
продуктов за наличный расчет и присвоения денег».

Деловое письмо: «Вам необходимо
выделить со­рок человек для погрузки морковки и картошки (надо: моркови и
картофеля)».

Анкета: «Должность родителей: мама —
врач, папа — инженер (надо: мать, отец)».

Адрес на конверте: «Ростовская обл.,
г. Каменск-Шахтинский, ул. Садовая, общежитие девчат (надо: женское
общежитие)».

Не всегда уместным бывает употребление
в раз­говорно-обиходной речи специфических слов из дру­гих стилей литературного
языка. Например: Я се­годня запрограммировала пойти к окулисту; В на­шем
зеленом массиве много грибов и ягод; На се­мейное мероприятие прибыло много
гостей; Надо заострить внимание детей на этом вопросе.

Следует иметь в виду, что
функционально-сти­листические границы современного литературно­го языка очень
подвижны. Поэтому важно знать и тонко чувствовать специфические особенности
каждого функционального стиля, умело пользо­ваться языковыми средствами разных
стилей в зависимости от ситуации общения и целей выска­зывания.

Задание 39. Прочитайте тексты и
скажите, к какому функциональному стилю относится каждый из них? Назовите
признаки, которые позволили вам определить стиль текста.

1. Периодически осматривать
соединения шлан­гов с клапаном, насосом и штуцерами, водосборни­ков с баком
стиральным и баком центрифуги, для чего машину переворачивать на крышку
корпуса. Соединения должны обеспечивать водонепроницае­мость стыков и надежность
крепления замками. Зам­ки (их десять: три — на клапане, два — на насосе, два —
на штуцере бака центрифуги и по одному — на водосборниках бака центрифуги и
бака стираль­ного и на выходном штуцере ниши).

2. В наши дни приходится
сталкиваться с тем, что взаимодействие человека с окружающей его природой
нередко ведет к неожиданным и неже­лательным последствиям, хотя оно
предполагает благие намерения. Воздвигли завод азотных удоб­рений, но рыжие
«лисьи хвосты», тянущиеся из труб, загубили в округе растительность. Очистили с
по­мощью гербицидов рисовое поле от сорняков, но, сбросив с полей ядовитую
воду, заморили рыбу в соседней речке.

Так как же быть? Перегородить
планету заборами заповедников и заказников, замедлить темпы воздей­ствия
человека на природу? Такие планы утопичны и обречены на провал. Тургенев устами
одного из своих любимых героев справедливо сказал: природа не храм, а
мастерская, и человек в ней работник.

3. С Новым годом! Шутка ли — с
двухтысячным! Снилось ли нам такое?! Душевного покоя всем и благополучия.
Счастья и успехов!

Мы встретили Новый год хорошо. Мама
хотела елку поставить, но елок в уходящем году в продаже почти не было. За одну
ветку сосны надо было зап­латить пятьдесят рублей. Обошлись без елки-сосны.
Купили всякую снедь в магазине, фрукты на базаре.

Пришли друзья. С одиннадцати до
четырех ночи-утра за столом сидели, телик смотрели, танцевали, философствовали.
Так и встретили Новый год.

4. Непринятие управляющим домом в
установ­ленный срок мер по устранению аварий в домовом оборудовании или
повреждении зданий, влекущих порчу жилого помещения и мест общего пользова­ния,
дает право съемщику одному или совместно с проживающими в квартире съемщиками
произвес­ти необходимое исправление со взысканием с домо­управления всех
понесенных ими расходов по смет­ной стоимости.

5. Культура речи — 1) владение
нормами лите­ратурного языка в его устной и письменной форме, при котором
осуществляется выбор и организация языковых средств, позволяющих в определенной
си­туации общения и при соблюдении этики общения обеспечить наибольший эффект в
достижении постав­ленных задач коммуникации; 2) область языкозна­ния,
занимающаяся проблемами нормализации речи, разрабатывающая рекомендации по
умелому пользо­ванию языком. Культура речи содержит в себе, та­ким образом, три
составляющих компонента: нор­мативный, этический и коммуникативный.

Задание 40. Подберите образцы
текстов, написан­ных в разных стилях. Охарактеризуйте эти тексты.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ