5.1. Языковая норма — явление историческое :: vuzlib.su

5.1. Языковая норма — явление историческое :: vuzlib.su

39
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


5.1. Языковая норма — явление историческое

.

5.1. Языковая норма — явление
историческое

Важнейшим признаком литературного
языка считается наличие норм.

Важнейший признак культуры речи — ее
пра­вильность. Правильность речи определяется соблю­дением норм, свойственных
литературному языку.

Что же такое норма?

Какие нормы бывают?

В чем их особенность?

Как нормы рождаются?

Вот вопросы, на которые необходимо
дать ответ.

Норма — правила использования
речевых средств в определенный период развития литера­турного языка.

Норма — единообразное, образцовое,
общепризнан­ное употребление элементов языка (слов, словосоче­таний,
предложений).

Норма обязательна как для устной,
так и для пись­менной речи и охватывает все стороны языка.

Различаются нормы:

Задание 128. Пользуясь схемой,
назовите нормы, характерные только для устной, только для письмен­ной речи и
относящиеся к обеим формам речи. Чем такое разделение можно объяснить?

Задание 129. Найдите в предложениях
ошибки и ска­жите, к какому типу ошибок относится каждая из них.

1. Он взял ремень и вдарил его. 2.
Собаки бежат быстро. 3. Мы пишем в газету о положение демоби­лизованных из
армии. 4. На здравницу генерал от­ветил благодарностью. 5. Инженера собрались
на совещание. 6. Живу я на небольшом переулке, веду­щим к Дону. 7. Он сказал
обидчивое слово. 8. Хозя­ин дома спал. 9. Ни у кого из них не нашлось для
больного слова сочувствия, 10. — Где мой ту­фель? — Вот твоя туфля.

Языковые нормы — явление
историческое. Не­которые из них были выработаны давно и сохраня­ются до
настоящего времени, а некоторые измени­лись. Кого, например, сейчас называют
абитуриен­том? Каждый ответит: «Того, кто поступает в выс­шее или среднее
специальное учебное заведение». А известна ли вам этимология этого слова? Оно
было заимствовано в XIX в. из немецкого языка. Немец­кое Abiturient восходит к
среднелатинскому abituriens, -ntis — «собирающийся уходить». Вот, оказывается,
какое противоречие: тот, кого называют абитуриен­том, должен уходить, покидать,
а не приходить, по­ступать куда-то, В чем же дело? Действительно, в «Толковом
словаре русского языка» под редакцией Д.Н„ Ушакова, первый том которого вышел в
1936 г., читаем: абитуриент — «учащийся среднего учеб­ного заведения, который
держит выпускные экзамены». Как видите, семантика слова соответствует его
этимоло­гическому значению. В дальнейшем абитуриентами стали называть не только
тех, кто оканчивал сред­нюю школу, но и тех, кто поступал в вуз, так как оба
эти понятия в большинстве случаев относятся к од­ному лицу. Изменения,
происшедшие с употреблени­ем слова абитуриент, отражены во втором издании
«Словаря современного русского литературного язы­ка», вышедшего в 1991 г. Вот как представлено в нем это слово:

Абитуриент. 1. Устар. Учащийся,
оканчивающий среднее учебное заведение; выпускник.

2. Тот, кто поступает в высшее или
среднее учеб­ное заведение. Списки абитуриентов. Консульта­ции для
абитуриентов.

Следовательно, норма употребления
слова абиту­риент изменилась.

Со временем изменяется и
произношение. Так, например, у А.С. Пушкина в его письмах встречают­ся слова
одного корня, но с разным написанием: бан­крот и банкрутство. Чем это
объяснить? Можно подумать, что поэт описался или допустил ошибку. Нет. Слово
банкрот было заимствовано в XVIII в. из голландского или французского языка и
первона­чально в русском языке звучало как банкрут. Ана­логичное звучание имели
и производные: банкрут­ство, банкрутский, обанкрутипгъся. Во времена Пуш­кина
появляется произносительный вариант с «о» вместо «у». Можно было говорить и
писать банкрут и банкрот. К концу XIX в. окончательно победило произношение
банкрот, банкротство, обанкротить­ся. Это стало нормой.

Теперь проведем небольшое
исследование. Зада­ча: проследить, как изменилась норма произноше­ния сочетания
чн и не нарушаете ли вы ее.

Задание 130. Перепишите слова и
после каждого обозначьте, как вы произносите сочетание чн: как [чн] или [шн].
Если вам кажется, что вы произносите и [чн] и [шн], то напишите оба варианта.

Образец: конечно— [шн].

Будничный, булочная, закусочная,
игрушечный, нарочно, порядочно, порядочный, сливочный, яични­ца, яблочный,
Ильинична, Никитична.

Задание 131. Пользуясь таблицей,
определите, сколько слов из двенадцати сохраняют прежнее произ­ношение [шн],
сколько имеют равные варианты [шн] и [чн], у какого количества слов побеждает
произноше­ние [чн]. Сделайте вывод, в каком направлении изме­няется данная
норма.

Слово

Толковый словарь рус­ского языка
(1935-1940)

Орфоэпический словарь русского
языка (1983)

будничный

[шн]

[чн] и доп. [шн]

булочная

[шн]

[шн] и доп. [чн]

закусочная

[шн]

[чн]

игрушечный

[шн]

[чн]

нарочно

[шн]

[шн]

порядочно

[шн]

[шн и чн]

порядочный

[шн]

[шн и чн]

сливочный

[шн]

доп. устар. [шн]

яичница

[шн]

[шн]

яблочный

[шн]

доп. [шн]

Ильинична

[шн]

[шн]

Никитична

[шн]

[шн]

Проверьте, как вы выполнили
предыдущее зада­ние. Все ли слова вы произносите правильно? Запом­ните их
произношение.

Изменяются и морфологические нормы.
В этом отношении показательна история окончаний имени­тельного падежа
множественного числа у существи­тельных мужского рода.

Задание 132. Напишите каждое слово в
именитель­ном падеже множественного числа.

Забор, стол, сад, бок, берег, глаз,
рукав, поезд, год, крейсер, трактор.

Как вы видите, не все так просто.
Почему у одних слов в именительном падеже множественного числа окончание -ы, а
других -а? От чего это зависит? Какое из окончаний в каждом конкретном случае
соответ­ствует современной норме? Чтобы в этом разобрать­ся, обратимся к
истории языка.

В древнерусском языке помимо
единственного и множественного было еще двойственное число. Его употребляли,
когда речь шла о двух предметах: стол (один), стола (два), столы (больше двух);
бок (один), бока (два), боны (больше двух). С XIII в. форма двой­ственного
числа постепенно начинает разрушаться и со временем утрачивается. Но след
остается. Поду­майте, почему у слов бок, берег, глаз, рукав во множе­ственном
числе окончание -а? Догадались? Да, пото­му что эти слова обозначают парные предметы.
У таких слов прежде всего и сохранилось окончание двойственного числа, которое
стало показателем множественного числа. Постепенно окончание -а распро­странилось
и на другие слова, вытеснив у них окон­чание -ы.

Посмотрите, с каким окончанием вы написали
слово поезд. Конечно, поезда. А вот Н.Г. Чернышев­ский в письме к отцу 8
февраля 1855 г. пишет: «Ио-езды на железной дороге останавливаются по причи­не
больших выпавших снегов на четверо суток». В XIX в. нормой было не поезда, а
поезды.

Задание 133. Найдите в предложениях
из «Мерт­вых душ» Н.В. Гоголя слово, у которого окончание не соответствует
норме современного русского языка. Как вы объясните такое явление?

1. Штук десять из них (собак. —
Авт.) положи­ли свои лапы Ноздреву на плеча. 2. Уже стул, кото­рым он вздумал
было защищаться, был вырван кре­постными людьми из рук его, уже, зажмурив
глаза, ни жив ни мертв, он готовился отведать черкесского чубука своего
хозяина, и бог знает, чего бы ни случи­лось с ним; но судьбам угодно было
спасти бока, пле­ча и все благовоспитанные части нашего героя.

Показательно изменение нормы для
слова трак­тор. Оно было заимствовано в начале XX в. из анг­лийского языка, в
котором traktor — суффиксаль­ное образование от латинского traho, trahere — «тя­нуть,
тащить». Первым его фиксирует «Толковый словарь русского языка» в 3-м томе,
вышедшем в 1940 г. Литературной формой признается только тракторы, а окончание
-а (трактора) считается про­сторечной, т.е. нелитературной. Через 23 года
выходит 15-том «Словаря современного русского литератур­ного языка». В нем обе
формы — тракторы, и трак­тора — даются как равноправные, но форме трак­торы
отдается предпочтение, она стоит на первом ме­сте. Через 20 лет в
«Орфоэпическом словаре русского языка» (1983), окончание -а ставится на первое
место как более распространенное. Можно предположить, что через 10-20 лет форму
тракторы, как и поезди, дадут в нормативных словарях с пометой устарелое.

Какое окончание во множественном
числе, по ва­шему мнению, должны иметь слова свитер и джемпер?

В настоящее время в официальной речи
(напри­мер, в статьях, документах) норме соответствует окон­чание -ы (свитеры,
джемперы), в разговорной речи, т.е. несколько сниженной, возможно сказать свите­ра,
джемпера. Запомните это.

Теперь обратим внимание на окончание
множе­ственного числа у одушевленных существительных.

Задание 134. Напишите каждое слово в
именитель­ном падеже множественного числа. Что вы можете ска­зать об
особенностях их окончаний?

Инженер, бухгалтер, лифтер,
кондитер, доцент, ре­дактор, конструктор, кондуктор, шофер, ректор, лек­тор,
инспектор, профессор.

Сравните окончания, которые вы
написали, с при­веденными в «Орфографическом словаре русского языка» (1983):

Инженер, мн. -ы ! грубо неправ, мн.
инженера

Бухгалтер, мн. -ы ! неправ, мн.
бухгалтера

Лифтер (форма мн. числа не указана)

Кондитер, мн. -ы

Доцент (форма мн. числа не указана)

Редактор, мн. редактора и редакторы

Конструктор, мн. -ы ! не рек. мн.
конструктора

Кондуктор, мн. кондуктора и
кондукторы

Шофер, мн. -ы ! в профессией. речи
мн. шофера

Ректор, мн. -ы ! не рек. мн. ректора

Лектор, мн. -ы ! не рек. мн. лектора

Инспектор, мн. инспектора и
инспекторы

Профессор, мн. профессора.

Обобщите ваши наблюдения и изложите
их письменно.

Есть еще группа слов, которая имеет
свои особен­ности при образовании множественного числа.

Задание 135. Напишите каждое слово в
именитель­ном падеже множественного числа:

Лагерь, пропуск, орден, лист,
учитель.

Догадались, от чего зависит
окончание множе­ственного числа у этих слов? Оказывается, иногда следует учитывать
значение слова.

Проверьте: лагерь (спортивный,
школьный) — ла­геря, лагерь («общественно-политическая группиров­ка») — лагери,
пропуск («документ») — пропуска, про­пуск («что-нибудь пропущенное») —
пропуски, орден («знак отличия») — ордена, орден («сообщество, тай­ная община»)
— ордены, лист (бумаги) —листы, лист (дерева) — листья, учитель («педагог») —
учителя, учитель («глава, автор учения») — учители.

Если буквой А обозначить старую,
первоначаль­ную норму, а конкурирующий вариант буквой Б, то соревнование между
ними за место в литературном языке проходит в четыре этапа и графически выг­лядит
так:

1-й этап

2-й этап

3-й этап

4-й этап

А

Б неправ.

 А

Б разг., и

Б

А устар.

Б

На первом этапе господствует
единственная фор­ма А, ее вариант Б находится за пределами литера­турного языка
и считается неправильным. На вто­ром этапе вариант Б проникает в литературный
язык, считается допустимым в разговорной речи (помета разг.), В дальнейшем в
зависимости от степени его распространения квалифицируется как равноправ­ный с
А (помета и). На третьем этапе норма А теря­ет свою главенствующую роль,
окончательно уступа­ет место норме Б и переходит в разряд устаревших норм. На
четвертом этапе Б становится единствен­ной нормой литературного языка.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ