8.2. Из истории исследования интонации :: vuzlib.su

8.2. Из истории исследования интонации :: vuzlib.su

160
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


8.2. Из истории исследования интонации

.

8.2. Из истории исследования
интонации

Интонация присуща речи с начала ее
зарождения.

А вот на вопрос, когда на нее
обратили внимание, когда она стала объектом научного изучения и по­чему,
ответить без знания истории науки трудно.

Интонация прежде всего
заинтересовала теорети­ков ораторского искусства еще в античные времена. Оратор
должен уметь говорить четко, ясно, чтобы все понимали, о чем он ведет речь.
Кроме того, оратор должен воздействовать не только на разум, но и на чувства
слушателей, уметь завоевать их симпатию, склонить на свою сторону, вызвать
нужную ему ре­акцию, Ему необходимо знать, как это сделать, какие средства
звучащей речи надо для этого использовать. Вот почему ораторы Древней Греции и
Древнего Рима, закладывая основы ораторского искусства, писали и об интонации.

В их трудах, дошедших до нас,
описана речевая мелодия, определено ее отличие от музыкальной, оха­рактеризованы
ритм, темп, паузы, говорится о важно­сти разделения потока речи на смысловые
части. Можно действительно сказать, что интонацией стали интересоваться со
времен легендарного Ромула, ос­новавшего Рим.

Проблема интонации привлекала
внимание тео­ретиков публичной речи и в средние века. Но для нас больший интерес
представляют работы, появив­шиеся в XVIII в. Именно в это время формулируют­ся
основные теоретические положения ораторского искусства, которые остаются
актуальными и в наши дни. Одним из таких теоретиков был М.В. Ломоно­сов, Часть
четвертая его «Краткого руководства к риторике» называется «О произношении».
Здесь он пишет о том, что произношение «имеет великую силу», поэтому «кто
подлинный ритор быть желает, тот в приличном слову произношении должен часто уп­ражняться
и наблюдать следующие правила».

В XVII-XIX вв. с развитием
театрального искус­ства интонацию начинают рассматривать как важ­ный элемент
сценической речи. Для актера, как и для оратора, звучащая речь — основное
средство передачи мыслей, чувств, средство воздействия на зрителей, поэтому
актер должен уметь использовать все возможности языка, знать его законы.

Специалисты по выразительному
чтению, актерс­кому мастерству» сравнивая сценическую речь с обы­денной,
определили особенности ее интонации. На примере анализа художественного
произведения они показали, какую функцию выполняет интонация, каковы ее
составляющие, с какой интонацией следу­ет читать то или иное произведение.

Особое внимание уделялось связи
пунктуации с характером произношения текста, подчеркивалось, что знаки
препинания определяют место пауз и их длительность, указывают границы речевых
отрезков, требуют повышения или понижения тона. Уже в то время правильно
определили зависимость интенсив­ности произношения от логического ударения, от
порядка слов в предложении, от того, к какой части речи принадлежит слово,
каким членом предложе­ния является и какое место в нем занимает.

Теоретические высказывания о
характере русской интонации и советы по практическому ее использо­ванию в
сценической речи обобщил и развил дальше выдающийся режиссер, актер, педагог,
теоретик теат­рального искусства Константин Сергеевич Станис­лавский
(1863-1938). В сочинениях «Работа актера над собой», «Работа актера над ролью»,
«Моя жизнь в искусстве» он неоднократно обращается к вопросу о звучащей речи,
высказывает ряд интересных суж­дений и всегда облекает их в живую, красочную,
ув­лекательную форму. Читать его сочинения — одно удовольствие. Многое иначе
начинаешь воспринимать и понимать.

Проводя эксперименты со своим
голосом, следя за его изменениями в результате специальных уп­ражнений,
внимательно прислушиваясь к интона­ции драматических и оперных актеров, беседуя
с мастерами сцены об их работе над голосом, Ста­ниславский пришел к выводу:
характер интона­ции, окраска голоса зависят от звучания как глас­ных, так и
согласных. Он любил повторять фразу: «Гласные — река, согласные — берега».
Пение с рыхлыми согласными, по образному выражению Станиславского, уподобляется
реке без берегов, превратившейся в разлив с болотом, с топью, в кото­рых вязнут
и тонут слова.

Разрабатывая теорию интонации, он
стремится осмыслить роль и функцию согласных в звучащей речи, их отличительные
физиологические и акусти­ческие особенности.

По глубокому убеждению
Станиславского, чтобы овладеть в совершенстве интонацией, необходимо знать, при
каком положении рта, губ, языка образуются те или иные звуки, т. е. знать
устройство речевого аппа­рата, его резонаторов. И не только знать его
устройство, ко и четко представлять, какой оттенок приобретает звук в
зависимости от того, в какой полости он резони­рует, куда направлен. Например,
специалисты по вока­лу считают, что звук, который «кладется на зубы» или
посылается «в кость», т. е, в череп, приобретает металл и силу; звуки, которые
попадают в мягкие части неба или в голосовую щель, резонируют, как в вате.

А губы? Насколько важна для
образования зву­ков хорошо развитая их артикуляция? Вот какой, по словам
Станиславского, она бывает у натренирован­ного артиста:

…Я внимательно следил за его
губами. Они напоминали мне тщательно пришлифо­ванные клапаны духового
музыкального ин­струмента. При их открытии или закрытии воздух не просачивается
в щели. Благодаря этой математической точности звук получа­ет исключительную
четкость и чистоту. В таком совершенном речевом аппарате <...>
артикуляция губ производится с невероят­ной легкостью, быстротой и точностью.

Затем Станиславский сравнивает
увиденное с артикуляцией своих губ:

У  меня  не то.   Как  клапаны
дешевого инструмента плохой фабрики, мои губы недостаточно плотно сжимаются.
Они про­пускают воздух, они отскакивают, у них плохая пришлифовка. Благодаря
этому со­гласные не получают необходимой четкос­ти и чистоты.

Заканчивается рассуждение о роли
артикуляции губ словами:

Когда вы это поймете так же, как
теперь понял это я, вы сами сознательно захотите заняться и развить артикуляцию
губного аппарата, языка и всех тех частей, которые четко вытачивают и оформляют
согласные.

Был у К.С. Станиславского и свой
взгляд на про­исхождение звуков, слогов, слов. Он считал, что они не придуманы
человеком, а появились естественным путем, «подсказаны нашим инстинктом,
побужде­ниями, самой природой, временем и местом, самой жизнью».

Отсюда следует вывод:

У всех звуков, из которых
складывается слово, своя душа, своя природа, свое содер­жание, которые должен
почувствовать гово­рящий. Если же слово не связано с жизнью и произносится
формально, механически вяло, бездушно, пусто, то оно подобно тру­пу, в котором
не бьется пульс. Живое слово насыщено изнутри. Оно имеет свое опреде­ленное
лицо и должно оставаться таким, каким создала его природа.

И вот эту душу слов, из которых
складываются фразы, формируется текст, его внутреннее содержа­ние, смысл,
говорящий должен уметь раскрыть, пере­дать другим, используя все богатство
интонации, ее мелодию.

Однако не у каждого человека бывает
сильный, гибкий, с большим диапазоном голос. Он может быть хриплым, гнусавым,
очень слабым, блеклым, невыра­зительным. Станиславский предупреждает, что не­которые
недостатки вокала неисправимы, таково их природное свойство или результат
болезни голоса. Но чаще всего голосовые изъяны можно устранить с помощью
правильной постановки звука, а при болез­ни — с помощью лечения. В любом случае
надо ис­пользовать все средства, чтобы быть всегда «в голо­се», т. е.
«чувствовать, что можешь управлять своим звуком, что он повинуется тебе, что он
звучно и силь­но передает все малейшие детали, переливы, оттенки творчества».

«Как же этого добиться?» — спросите
вы. Ведь вам тоже это нужно знать. Особенно если вы мечта­ете служить
искусству, быть актером или станете ученым; да кем бы вы ни стали — политиком,
биз­несменом, врачом, учителем, юристом, священни­ком, — следует научиться
владеть и управлять сво­им голосом.

Об обучении культуре и технике речи
имеется специальная литература, доступная каждому, кто осознал важность и
необходимость таких занятий. Заметим только, что Станиславский, приступив к за­нятиям
по исправлению своей речи, дал обет: «Буду все время, постоянно следить за
собой и за постанов­кой голоса! Превращу жизнь в сплошной урок! Та­ким путем я
разучусь говорить неправильно». Не следует ли и вам прислушаться к этим словам?

В конце XIX в. исследованием
интонации ста­ли заниматься лингвисты. Это не значит, что рань­ше в их трудах
не говорилось об интонации. О ней писали, например, в учебных пособиях. Однако
в них давалась только общая характеристика интонации без соответствующего
анализа. Для примера обра­тимся к «Российской грамматике» М.В. Ломоносова,
изданной в 1755 г.

Насколько большое значение придавал
ее автор интонации, говорит то, что начал он с главы под на­званием «О голосе».
В ней Ломоносов прежде всего пишет о великом даре, которым природа наделила
человека,  — о слухе и голосе. Ломоносов удивляет­ся тому, сколько
разнообразных «идей» воспринима­ется зрением, «но едва ли меньше дивиться
должно несчетному их множеству, посредством слуха при­емлемому». Так
формулирует Михаил Васильевич мысль о бесконечных возможностях интонации, ее
богатстве и разнообразии.

Далее речь идет о компонентах
интонации. Хотя терминология автора отличается от современной, но по описанию
понятно, что он различает тон («возвы­шение и опущение» голоса), темп
(«протяжение дол­готою и краткостию»), интенсивность звучания («на­пряжение
громкостию и тихостию»).

Любопытно высказывание ученого о
тембре голо­са, который, по его мнению, не зависит от повышения, напряжения и
протяжения:

Такие изменения примечаем в
сиповатом, звонком, тупом и в других голосах разных. Отмена их коль
многочисленна, из того ви­деть можем, что из великого множества зна­комых людей
каждого узнаем по голосу, в лице не видя.

Основы научного подхода к изучению
интонации в отечественном языкознании были заложены Ва­силием Алексеевичем
Богородицким (1857—1941), который создал первую в России эксперименталь­ную
фонетическую лабораторию, Александром Мат­веевичем Пешковским (1878-1933),
Львом Влади­мировичем Щербой (1880-1944), возглавлявшим ленинградскую
фонологическую школу. Первона­чально интонация интересовала ученых как акус­тическое
средство оформления предложений, т. е. ее синтаксический аспект. Лингвисты
достаточно подробно описали интонацию вопросительных, вос­клицательных,
побудительных, повествовательных предложений, исследовали и показали, как
интона­ция оформляет высказывание, помогает различать его части с учетом их
значимости.

С середины XX в. стали уточнять структуру
ин­тонации, выделять ее компоненты. В этом вопро­се мнения исследователей
разошлись. В одной из работ по интонации приводится частотный спи­сок ее
элементов, выделенных авторами 85 иссле­дований, опубликованных в XIX-XX вв.
Большин­ство авторов к интонации относят мелодию (83), темп (71), силу или
интенсивность звучания (55). Затем идут пауза (47), тембр (45), ударение (27),
ритм (17), диапазон (3). Как видим, некоторые из исследователей в состав
интонации включают па-Узу, ударение, выделяют как ее составную часть ритм,
диапазон голоса.

Ученые давно установили, что
интонация выпол­няет три основные функции: семантическую, син­таксическую и
стилистическую. В последние два

десятилетия возрос интерес к
изучению стилистичес­кой функции интонации, ее роли в формировании текста.

Поскольку любой текст произносится в
опреде­ленном стиле (официально-деловом, научном, публи­цистическом,
обиходно-разговорном), принадлежит к какому-то жанру, лингвисты выясняют, как
изменя­ется интонация соответственно стилю и жанру. При­влекает исследователей
и роль интонации в художе­ственных произведениях, в которых она служит изоб­разительным
средством, помогает раскрыть харак­тер персонажей,

В работах стилистического характера
особое вни­мание уделяется интеллектуальному значению ин­тонации, поскольку она
позволяет говорящему выде­лить в высказывании то, что является наиболее важ­ным
в момент речи.

Помимо интеллектуального, интонация
имеет и волюнтативное (лат voluntas — «воля») значение, когда она выражает
волевые действия: приказ, запрещение, просьбу, предупреждение, предостережение,
угрозу, по­веление, мольбу, упрек, разрешение, поучение, протест, увещевание,
согласие, понукание, рекомендацию, уговор. В связи с этим выделяются три
коммуникативных типа воздействия на волю и поступки слушателей: 1) обвязывание
или побуждение (приказ, требование, просьба); 2) повеление прекратить
(запрещение, угроза, упрек); 3) убеждение (предложение, совет, инструкция).
Следо­вательно, интонацию рассматривают и с точки зрения ее воздействия на слушателя,

Исследование интонации в настоящее
время ве­дется на высоком научном уровне с использованием новейших достижений
техники, в том числе и ЭВМ.

Результаты исследования интонации
используют­ся при обучении родному и иностранному языкам, диагностике некоторых
заболеваний, а также когда необходимо установить, кому принадлежит голос, за­писанный
на магнитную ленту или на какой-либо из записывающих аппаратов, — иными
словами, по интонации устанавливается идентификация лично­сти, а также
эмоциональное состояние человека во время записи речи.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ