Глава I Типология современных нетрадиционных религий :: vuzlib.su

Глава I Типология современных нетрадиционных религий :: vuzlib.su

51
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Глава I Типология современных нетрадиционных религий

.

Глава I Типология современных нетрадиционных религий

В современном религиоведении пока нет разработанной
типологии нетрадиционных религий, хотя и предложено много классификаций,
учитывающих особенности их вероучения, обрядности, организационных форм. При
этом принимаются во внимание прежде всего внешние, феноменологические
проявления нетрадиционных религий, а не их внутренняя,
структурно-функциональная организация, определяющая их морфологию, с учетом
которой и строится типология религий. В этих классификациях, наряду с
неохристианством и неоориентализмом, выделяют ещё неоязычество, синкретические
и универсалистские религии, врачевательные и психотерапевтические культы, эзотерические
религиозно-философские течения, неомистицизм. Подобная группировка позволяет
систематизировать чрезвычайное разнообразие нетрадиционных религий и выявить их
более крупные и существенные особенности, однако еще не дает полного
представления о их месте и значении в современном социокультурном контексте, об
их социальной роли, воздействии на личность и общество. Такие сложные и важные
познавательные задачи решаются на основе морфологического анализа, позволяющего
разрабатывать структурно-функциональные типологии религии.

Они известны давно, но до последнего времени не были связаны
с рассмотрением нетрадиционных религий, хотя заложили важные теоретические и
методологические предпосылки для разработки их собственной типологии.
К ним относится, во-первых, представление о культурно-исторических типах
религий, органически связанных с определенными формами общественной
организации, а в более крупном масштабе — с разными цивилизационными
уровнями развития, представление, свойственное Вико, Гегелю, Веберу, Тойнби.
Во-вторых, это убеждение о неравноценном воздействии различных религий на жизнь
и развитие общества. Особенно настойчиво эту мысль проводил Макс Вебер при
рассмотрении протестантизма как одного из главных факторов в становлении
капиталистического общества. В-третьих, это детально разработанные типологии
религиозных институтов, ролевых взаимоотношений между различными категориями
верующих, взаимосвязей религиозных организаций с обществом и государством. На
современной научной основе эти исследования были начаты Трёльчем и опять же
Вебером, а позднее продолжены в классических трудах Герардуса ван дер Леу и
Йохима Ваха.

Современные религиоведы и социологи анализируют типологию
нетрадиционных религий именно в этих трех аспектах. В работах А.Баркер,
Э.Бенса, Ч.Глока, М.Йингера, В.Уильсона, М.Элиаде и др. было показано, что
нетрадиционные религии, аналогичные современным, появились довольно давно, в
некоторых культурных ареалах мира даже несколько столетий тому назад. Наиболее
ранние из них известны в Полинезии, у северо-американских индейцев, в Африке и
Малайзии, что объясняется столкновением автохтонной культуры, этнического
самосознания и традиционного образа жизни с колониальным угнетением,
конфронтацией с миссионерским прозелитизмом. В западных странах первая
волна нетрадиционных религий родилась во второй половине XIX в., её
наиболее яркими и известными проявлениями были спиритизм и теософия Блаватской.
Впервые массовое появление нетрадиционных религий наблюдалось в послевоенной
Японии, где число новых сект достигло нескольких сотен. Вторая волна
нетрадиционных религий, заставившая заговорить о себе во всем мире, охватила
США и Западную Европу в конце 60-х — начале 70-х годов. После падения
коммунистических режимов в странах Восточной Европы и в СССР началось их
широкое распространение в бывшей ГДР, в России, на Украине и в других странах
СНГ. Таким образом, фактическая обоснованность и достоверность
культурно-исторической типологии новых религиозных движений не вызывает
сомнения.

Более сложной и очень противоречивой оказалась проблема роли
и значения нетрадиционных религий в обществе, их воздействия на человека, его
семейные отношения и привычный образ жизни. Социологи различают две-три фазы в
развитии нетрадиционных религий, начиная с их становления под воздействием
богоискательской среды и контркультуры, проникнутой религиозно-мистическими
настроениями (эта фаза подчас малозаметна или даже отсутствует). Наиболее
заметна фаза консолидации нового религиозного движения и резко негативного
отношения к социальному окружению и к господствующим церковным организациям
(этим объясняются их характерные названия: “религиозный протест”,
“альтернативные религии”). Особенностью заключительной фазы развития новых
религиозных движений является смягчение конфронтации с окружающим миром,
умиротворение протеста и ассимиляция в среде “добропорядочных” религиозных
объединений, пользующихся общественным признанием и правовым статусом. Однако,
фактически, далеко не все нетрадиционные религии оказались склонны к
умиротворению. К тому же возникшее антикультовое движение вовсе отрицает
за ними эту возможность и право на законное сосуществование с традиционными
религиями, поскольку объявляет их все, без исключения, неисправимо
“деструктивными” культами, которые разрушают человеческую личность и в целом
подрывают существование общества.

Наконец, третий аспект типологии нетрадиционных религий,
связанный с анализом свойственных им форм организации, получил наибольшую
разработку в современном религиоведении. Ч.Глок подверг критике старую теорию
“секты-церкви”, созданную Вебером и Трёльчем, и показал, что нетрадиционным
религиям свойственно значительное разнообразие институциональных форм и что
далеко не всегда их сектантские институты превращаются в церковные. Б.Уильсон и
М.Йингер анализировали типологические особенности различных религиозных сект,
А.Баркер проследила изменения целого ряда нетрадиционных религий со стороны их
взаимоотношений с окружающей социальной средой и положения личности в этих
новых религиозных организациях.

Всё это позволяет подойти к более глубокому пониманию
специфики нетрадиционных религий и к разработке их общей морфологической
типологии, учитывающей их строение, функции и социокультурные ориентации.

Итак, нетрадиционные религии, получившие широкое
распространение в последней трети XX века в западном мире (а с конца
80-х годов в России), представляют собой типологическое социальное
явление, многократно наблюдавшееся в истории. Их особая активность проявляется
в эпохи кризиса и общественных потрясений, в переломные периоды истории,
связанные с глубокими изменениями экономики и быта, политических настроений,
общего мироощущения человека. Сопутствующее этим явлениям усиление недоверия к официальной
идеологии и господствующей религии способствует распространению новых религиозных
движений, обличающих лицемерную апологетику властей и коррумпированность
церковных институтов.

Нетрадиционные религии нередко были начальной фазой
становления новой вероучительской традиции, наиболее известные примеры этого
рода — ранний буддизм и первоначальное христианство. Альтернативный
характер религии может быть следствием нарастания противоречий в господствующей
религиозной традиции под воздействием обозначившихся общественно-исторических
перемен. Таковы японские секты дзэн и нитирен в средневековом буддизме, которые
в последние десятилетия нашли своих приверженцев среди западных богоискателей и
даже проникли в Россию. Таков и широко известный у нас своими выступлениями
против Русской православной церкви Богородичный центр.

В отличие от традиционных религий, настроенных
апологетически в отношении господствующего социально-политического строя,
новационные религии всегда более интенсивны в своем воздействии на верующих,
даже в том случае, если предписывают им общественную пассивность, равнодушие и
невозмутимость в отношении с окружающими.

В истории нередко случалось, что альтернативная
направленность новых религиозных представлений служила идеологическим оружием в
выступлениях народных масс за свое социальное освобождение, а затем в
изменившихся социальных условиях новые религиозные движения либо постепенно
утрачивали свою воинственность и примирялись с существующим строем, либо
становились господствующими религиями нового общества. Так например, некоторые
сектантские направления в исламе, первоначально служившие идеологической
платформой народных и оппозиционных движений, стали впоследствии в ряде стран
господствующими вероисповеданиями. Таковы исторические судьбы шиизма в Иране, махдизма
в Судане, исмаилизма в фатимидском Египте.

Строго говоря, нетрадиционными религиями правильнее называть
только радикальных противников существующей религиозной традиции и официальных
церквей, к тому же занимающих альтернативную позицию к социально-политическому
статус кво. Однако такое понимание нетрадиционных религий оказывается слишком
узким, поскольку не принимает во внимание иных проявлений нового религиозного
сознания и изменения ориентаций самих участников религиозного протеста. При
этом необходимо учитывать, что трудно, а то и невозможно провести четкую грань
между “умиротворенными” и “неумиротворенными” религиями из числа недавно
появившихся в нашей стране, принимая во внимание то, что установки одной и той
же религиозной организации довольно быстро изменяются, и при том не в
одинаковой мере по разным вопросам (это характерно, например, для изменения
социальных и идеологических позиций современных кришнаитов, которые отказались
от непримиримой конфронтации со светским обществом и даже настойчиво выступают
за диалог с христианством).

Исходя из этих соображений, целесообразно не
противопоставлять “новые” и “нетрадиционные” религии, а рассматривать первые в
качестве разновидности вторых. Поэтому мы предлагаем расширить рамки понятия нетрадиционные
религии, включив в него наряду с новыми религиозными движениями категорию новых
религий.

При всей разнородности состава нетрадиционных религий они
все же представляют собой единую категорию — типологическое явление иной
религиозности, радикально отличающейся от традиционной для данного общества в
рассматриваемый исторический период. Для них характерна интенсификация
социальных функций религии, а часто и пропаганда новых социально-религиозных
утопий обновленческой, оппозиционной либо альтернативной направленности,
разработанных на основе радикально измененных (обычно нетрадиционных)
вероучений.

.

Назад

ПОДЕЛИТЬСЯ
Предыдущая статьяШифер для крыши
Следующая статьяД. ЮМ :: vuzlib.su

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ