3. Причины распространения нетрадиционных религий в России :: vuzlib.su

3. Причины распространения нетрадиционных религий в России :: vuzlib.su

11
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


3. Причины распространения нетрадиционных религий в России

.

3. Причины распространения нетрадиционных религий в
России

В нашей стране новые религиозные движения, культы и секты
сформировались отчасти самостоятельно, на почве богоискательских интересов,
отчасти проникли к нам из-за рубежа. В результате к концу века Россия
стала ареной очень широкого, без преувеличения, повсеместного распространения
самых разнообразных нетрадиционных религий, что, впрочем, можно рассматривать в
качестве закономерного явления для большинства цивилизованных стран
современного мира.

Хотя целый ряд факторов, порождающих религиозные новации в
современном мире, одинаков, будучи связан с общим цивилизационным процессом, с
сопутствующими ему трудностями и противоречиями в промышленно-экономической и
экологической сфере, в сфере национальных, политических отношений и с их
отражением в религиозном сознании, тем не менее было бы неправильно
единообразно объяснять причины распространения нетрадиционных религий в нашей
стране и в странах Запада, нивелируя существенные различия соответствующих им
культурно-исторических условий, традиций и особенностей общественно-политической
обстановки. Нет сомнения, что определяющую роль в широком распространении в
постсоветской России нетрадиционных религий сыграли особые обстоятельства.
Вначале сказалась весьма неблагоприятная социальная и духовная атмосфера
70-х — начала 80-х годов, ее негативное воздействие на настроения в
обществе подтачивало высокие нравственные ценности, присущие нашему народу.
Затем последовали резкие и глубокие социокультурные изменения конца 80-х —
начала 90-х годов, которые значительно усилили и перевели в новую фазу
экстремального развития тенденции роста религиозных настроений, наблюдавшиеся
еще в годы застоя. Все это подтвердило известную закономерность:
углубление кризисных явлений в обществе всегда сопровождается усилением
религиозных исканий.

Говоря об условиях и причинах распространения нетрадиционных
религий в современной России, нельзя не коснуться двух утопических иллюзий,
свойственных советской идеологии и наложивших, в свою очередь, определенный
отпечаток “совковости” на религиозные искания в постсоветский период. Одна из
этих иллюзий заключалась в представлении о скором, через считанные десятилетия,
построении коммунистического общества, которое полностью освободится от
“религиозных предрассудков” и станет целиком атеистическим. Эта просветительская
иллюзия во многом основывалась на сведении содержания и культурно-исторического
значения религии к идеологии эксплуататорского строя, тогда как изучение
нетрадиционных религий показывает, что одним из факторов их распространениея в
частности в России, является выраженное в них стремление к социальному
освобождению, к раскрытию могучих потенциалов человеческой личности и их
плодотворной реализации.

Другая иллюзия советской идеологии заключалась в ее
собственной идентификации с атеизмом да еще “научным”. Несмотря на то, что
Ленин подверг сокрушительной критике богоискательские и богостроительские
настроения в рядах социал-демократов, рупором которых были одно время
Луначарский, Богданов и Горький, официальная идеология советского строя
представляла собой по своему смыслу и ориентациям разновидность светской
религии. Ее содержание внешне выглядело секулярным, гражданско-этическим, а по
существу было псевдорелигиозным. К тому же идеология большевизма обладала,
по справедливому замечанию Н.Бердяева, всеми соответствующими атрибутами:
своими непререкаемыми авторитетами, догмами, писаниями, обрядами и святыми [2,
7]. Современный исследователь этой проблемы А.Пименов прямо говорит о
“советской религии” [3, 276-291] нашего недавнего прошлого и на примере поэзии
В.Маяковского и А.Вознесенского показывает, как “внутри идеологической системы
советского общества шло — хотя, скорее всего, и не завершилось —
формирование своеобразных религиозных представлений, в структуре которых
воспроизводились многие черты классических нетеистических религий” [3, 290].
Касаясь этой темы, А.Мень отмечает, что за годы советской власти произошел
“отход от принципа секулярного государства” [4, 106], Сталин посчитал, что
“сохранять религию даже в “прирученном” виде было рискованно. Бог должен быть
один — тот, что в Кремле, и вера в него призвана стать господствующей
государственной идеологией. Вождь — единственный оракул и носитель истины.
Его не лимитирует даже формально исповедуемый им марксизм, ибо сам Вождь
полностью олицетворяет его доктрину” [4, 106]. А.Мень считает, что с приходом к
власти Сталина можно говорить о начале в стране “истории новой религии,
рецидиве языческого человекобожия” [4, 104].

Таким образом, сама коммунистическая идеология в том виде, в
котором она получила свое официальное догматическое выражение при советской
власти, в силу отмеченных специфических особенностей в определенной мере
создавала предпосылки к религиозным исканиям. Они в полную меру начали
реализоваться в условиях разразившегося кризиса советского строя и
разочарования людей в возможности достижения обещанного официальной идеологией
всеобщего земного счастья людей — “коммунистического светлого будущего”.
Те, кто не был в состоянии примириться с обнаружившейся несостоятельностью этой
светской утопии, обратился за утешением к нетрадиционным религиям, которые не
скрывали и не стеснялись ни своего неоязычества, ни мистики эсхатологических
настроений, а к тому же пропагандировали свои собственные социальные утопии,
прямо заручившись поддержкой сверхъестественного природного или потустороннего
начала.

Было бы неправильно сводить причины распространения
нетрадиционных религий в России только к внешним, внеличностным факторам:
миссионерской активности новых религиозных организаций и слабости влияния
традиционных церквей. При подобном допущении совершенно игнорируется
богоискательская активность приверженцев современных нетрадиционных религий, в
них видят людей пассивных, которые не выбирают и не ищут новую веру, не
продуцируют новую религиозность, стремясь посредством этого творчески
реализовать новое видение мира и самих себя в нем.

При рассмотрении причин распространения нетрадиционных
религий в стране следует говорить не только об активности новых религиозных
организаций и слабости влияния православия, но и о поисках современным
человеком своей идентичности, смысла и целей существования, о его стремлении к самореализации,
к изменению и совершенствованию своего онтологического статуса и сакрально-нравственного
уровня, о его потребности в реализации своего творческого потенциала, пусть
даже в форме надежды обрести христианское обожение или достичь буддистских Святых
Небес. Нельзя не заметить потребности современного человека в надежной
референтной группе, служащей критерием его поведения, в непоколебимых императивах,
пусть даже в форме представлений о своей связи с абсолютным, трансцендентным
началом, определяющим направленность жизнедеятельности.

Каждое из новых религиозно-сектантских объединений
представляет собой своеобразную субкультурную общность, в которой особым
образом преломляются наиболее острые проблемы сегодняшнего дня и даются ответы
на запросы времени, убедительные для приверженцев этих религий. Однако
нетрадиционные религии вовсе не всегда несут в себе инновационное
социокультурное содержание. Часто они содержат архаизированные пласты культуры:
реликты древних фетишистских и оккультных представлений, синкретическое
объединение новых и старых мифов (вроде парадоксального симбиоза культов Ленина
и Христа в одной из подмосковных сект), наследие давних автохтонных традиций
(например, славянского язычества) либо плоды чужеземных заимствований
(преимущественно буддизма и индуизма). Не чужды им, конечно, духовные
прозрения, но также (увы, и пустые домыслы. Иногда дело оборачивается
значительно хуже, поскольку нетрадиционные религии вовсе не застрахованы от
проявлений фанатизма, экстремизма и нарушений прав человека (впрочем,
носителями подобных настроений являются подчас и представители традиционных
религий, не говоря уже о проявлениях несправедливости и насилия, преступности и
терроризма в экономической, политической и частной сферах нашего
секуляризированного общества).

Анализируя причины распространения нетрадиционных религий,
нельзя не обратить внимания на то, что они часто привлекают к себе внимание
популяризацией тех или иных физиопсихотехник, которые по праву считаются
действенным средством изменения сознания человека, его самочувствия и
соответствующих физических (соматических) показателей. Наличие в новых культах
и сектах подобной религиозной практики служит действенным аргументом в пользу
утверждений об их преимуществах перед традиционными религиями, которые
призывают своих верующих пассивно ожидать милости свыше. Напротив,
нетрадиционные религии обещают своим приверженцам действенное преобразование личности
и радикальное изменение условий повседневного существования здесь и сейчас.
Конечно, за всем этим стоит главенствующая ориентация на сакральную цель,
провозглашаемую религией, хотя нельзя не учитывать, что помимо обретения новых
религиозных установок и чаяний происходят и позитивные изменения личности,
связанные с обретением уверенности и перспективы (а это еще один из
факторов притягательности новых религиозных объединений для людей,
растерявшихся в наше смутное время). Вопрос об усиливающемся при этом отчуждении
от секулярного окружения также нельзя трактовать однозначно: во-первых, это
отчужденность избирательна, действует только в отношении иноверцев, “чужих”
(и только при условии их отказа прислушаться к новым религиозным идеям), к
тому же она с лихвой компенсируется многократным усилением общения в кругу
своих единоверцев. Как отмечает С.Аверинцев, “за выбором христианского,
парахристианского или внехристианского сектантства чаще всего стоит жажда
почувствовать себя в общине. В приходе человек зачастую в достаточной
степени не ощущает солидарности и братских уз… Любая секта дает им ощущение
участия в малом микрокосмосе, где все друг друга знают и все солидарны” [5,
11]. Во-вторых, сегодня трудно оспаривать правомерность отстранения сектантов
от пагубной во многих отношениях среды их повседневного существования, в
которой все возрастает влияние преступности, коррупции, наркомании,
проституции, финансовых махинаций, голода и разрухи.

Основной мотив обращения к нетрадиционным религиям состоит в
том, что человека не удовлетворяют ответы и решения, даваемые официальной
идеологией, будь то светской или церковной. Приверженцы нетрадиционных религий
надеются, что предлагаемые последними утопические программы сакрального
совершенствования человека и общества приведут к чудодейственному разрешению
всех трудностей современной цивилизации и прежде всего безотлагательно помогут
им лично.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ